Антироссийский серфинг Балтии: военные итоги 2018 года

Латвия, Литва и Эстония завершили год, балансируя на волне милитаризма и русофобии. Похоже, эти республики не в состоянии изменить опасный военно-политический курс или "соскочить с доски", а волна раньше или позже разобьется о берег
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Вильнюс, Рига и Таллин весь 2018 год провели в военных приготовлениях: наращивали национальные военные бюджеты, перевооружались, непрерывно обеспечивали проведение на своей территории международных маневров НАТО, строительство иностранных военных баз и заборов на границе с Россией, и как могли продвигали "военный Шенген". Отними у стран Балтии все эти антироссийские хлопоты, пожалуй, останутся лишь малонаселенные депрессивные территории на окраине ЕС, без внятных признаков внешней политики.

Вильнюс вынудил литовцев тайно любить Россию

Руководители Латвии, Литвы и Эстонии в 2018 году с энтузиазмом поддержали деструктивные американские инициативы. А США пытались нарастить военное присутствие в Европе, где и ранее размещались около 60 тысяч американских военнослужащих, и укрепить финансовую дисциплину европейских союзников: до недавнего времени нормативные два процента ВВП в бюджет НАТО вносили только Великобритания, Польша, Греция и Эстония.

Военные бюджеты стран Балтии в уходящем году стремительно преодолели двухпроцентный барьер, а политическая элита региона изрядно преуспела в антироссийской риторике. Лающая на слона моська не в силах изменить курс исполина, рассчитывает лишь на подачки старших партнеров и все же стремится к большему.

Эстонский акцент

Коновалов: Прибалтика пытается удержать НАТО криками о "российской угрозе"
Гипотетическое "сдерживание российской агрессии" стоит недешево — Вашингтон направил на восстановление и модернизацию американских авиабаз в Восточной Европе 214 миллионов долларов. Для повышения мотивации Латвии и Эстонии выделили отдельную статью расходов (литовскую инфраструктуру модернизировали ранее).

И самым активным борцом с "вселенским злом" в 2018 году оказалась Эстония, которая окончательно трансформировалась в огромный полигон и сеть военных объектов. Базы Тапа и Эмари стали частью современной балтийской мифологии. Здесь же находится "самый технологичный в Европе" и, пожалуй, самый дорогой 135-километровый пограничный антироссийский забор стоимостью 197 миллионов евро.

Концентрация войск НАТО в республике достигла опасного предела, и совершенно неслучайно истребитель ВВС Испании Eurofighter Typhoon 2000 в августе выпустил боевую ракету над южной Эстонией. Американские истребители-бомбардировщики F-35 Lightning также обживаются в эстонском небе, отрабатывают удары по эстонской земле. Таллин осознанно принимает на своей территории ударные вооружения США — в 300 километрах от Санкт-Петербурга и в 800-х от Москвы. Практически не маскируясь, Пентагон готовит здесь сценарий фатальной для эстонского народа войны с Россией.

Приручили на свою голову: как балтийский "хвост" виляет НАТО

Национальным лидерам в Таллине стоило бы включить чувство самосохранения, однако стратегия государственного бюджета Эстонии на 2019-2022 годы объемом более 47 миллиардов евро свидетельствует о приоритетных и долгосрочных планах размещения боевой инфраструктуры НАТО. В результате на территории республики может оказаться весь спектр вооружений альянса, включая американские ядерные бомбы из ближайших арсеналов в Бельгии, Германии, Нидерландах, Италии, Турции, а также ракеты средней дальности — после выхода США из Договора о РСМД.

Через год после прибытия в Эстонию первого подразделения НАТО жизнь эстонских граждан стала заметно тяжелее и опаснее, но любая критика правительства встречает жестокий отпор спецслужб.

Так, в июле на Форуме по безопасности в американском штате Колорадо гендиректор Департамента внешней разведки Эстонии Микк Марран заявил: "Мы установили состоящую из политиков, журналистов, дипломатов, бизнесменов сеть… агентов влияния России, которым говорят, что им следует делать".

Понятно, что "агентам" после этого не поздоровилось. В свою очередь, министры правительства Эстонии в сентябре пришли к принципиальному соглашению по государственному бюджету 2019 года, в котором на оборону предусмотрено 590 миллионов евро — рекордная сумма за всю историю республики.

Литовская гегемония

На тропе войны Вильнюс старается не отставать от старших партнеров, пытается войти в первую десятку лидеров альянса по оборонным расходам. На саммите НАТО в июле главным стало требование президента США Дональда Трампа увеличить военные расходы, в том числе для усиления ПВО стран Балтии.

"Управление миром", вооружения и здоровье: Путин провел пресс-конференцию

Не все поддержали американскую инициативу, но в порыве самопожертвования Литва сделала очередной шаг вперед. Здесь надо знать меру, ведь горячих денег США хотят больше, чем горячей войны. И ежегодные четыре процента ВВП европейских союзников — перспектива лучшая, чем испепеленная Европа.

В мировом рейтинге военной мощи Литва занимает 95-е место, она самая милитаризованная из трех стран Балтии. В рядах вооруженных сил Литовской Республики сегодня служат около 16 тысяч человек. Это значительно больше, чем в Латвии (105-е место в мире, девять тысяч военнослужащих) и Эстонии (108-е место в мире, пять тысяч военнослужащих) вместе взятых.

Литва продолжает претендовать на военно-морскую гегемонию в Балтийском регионе. И только в мае Клайпеду посетили 37 боевых кораблей и около четырех тысяч военных моряков из 16 союзных стран — участники маневров НАТО Baltops 2018. На этом пути государственный суверенитет, интересы и безопасность литовских граждан становятся вторичными.

Военнослужащие Литвы учатся защищать Грузию, которой никто не угрожает. В Министерстве обороны Литвы в октябре официально подписано соглашение о передаче значительной части литовских войск Бундесверу. Таким образом, республика фактически утратила Сухопутные войска, основа которых — моторизированная пехотная бригада "Железный волк" — стала частью немецкой дивизии (акт добровольной передачи суверенитета Литвы союзному, но все же иностранному государству).

Мухин: мэр Вильнюса ищет "угрозу для Литвы" не там, где нужно

Самоубийственное пике дальнейшей милитаризации — перевооружение, в частности покупка Javelin, непрерывные маневры и новые полигоны НАТО не обещают Литве ничего хорошего. Только враждебная риторика и поддержка антироссийских санкций нанесли республике вред, сопоставимый с масштабными боевыми действиями: Москва ввела контрсанкции, и товарооборот с Литвой упал на 30 процентов. Очевидно, реальной угрозой для Балтийского региона являются, прежде всего, интересы США и НАТО.

Итог 2018 года неутешителен: военных маневров все больше, а литовцев все меньше.

Латвийский апокалипсис

Рига — активист силового "сдерживания России". Оборонный бюджет Латвии в 2018 году достиг требуемых НАТО двух процентов ВВП, и это более 576 миллионов евро, которые можно было вложить в социальную сферу.

Вероятно, оружие важнее всего, и армия Латвии получила израильские противотанковые ракетные комплексы (ПТРК) Spike — в феврале состоялось подписание контракта на сумму 108 миллионов евро. Поскольку российские танки в Балтии никогда не появятся (аксиома), это деньги, выброшенные на ветер.

Шаповалов: НАТО постоянно пытается обмануть РФ в вопросе баз и вооружений

Ранее Вашингтон потратил 170 миллионов евро на развитие в республике военной инфраструктуры, включая значительное расширение военного полигона в Адажи и реконструкцию авиабазы в Лиелварде. Брюссель также поощряет милитаризацию и, со своей стороны, планирует вложить в оборону Латвии до 2021 года 71 миллион евро.

В течение года в Латвии состоялась серия широкомасштабных международных учений. К примеру, Anakonda 2018 охватывала весь Балтийский регион, участники отрабатывали окружение Калининградской области РФ. В маневрах НАТО Siil военнослужащие 20 стран противостояли враждебному государству Murinius, расположенному на территории России. Не менее масштабные учения Namejs 2018 произвели благоприятное впечатление даже на местных жителей (стокгольмский синдром).

Заметим, что, несмотря на серьезные финансовые вложения и маневры, Министерство обороны Латвии в августе предложило жителям республики в случае войны выживать самостоятельно. Этот парадокс подчеркивает истинную роль Латвии и других стран Балтии в планах коллективного Запада — территория предназначена для развертывания войск и возможной агрессии при этом население будет подставлено под ответный удар. Жителям Балтийского региона следует осознать, что любое военное столкновение между Россией и блоком НАТО неизбежно приведет к ядерному конфликту, от которого не будет спасения.

Американские крылатые ракеты "Томагавк" морского и воздушного базирования из акватории Балтийского моря сегодня способны долететь до Урала (2000 километров). Сухопутные ракеты средней дальности из Латвии смогут поразить цели на удалении до 5500 километров, то есть на всей европейской территории РФ и в Забайкалье. Удобнейшая для Пентагона позиция. Договор о РСМД давно мешает американцам, и выход из него многократно увеличит угрозу уничтожения стран Балтии.

Между тем независимые источники на Западе подтверждают подготовку США к бактериологической войне. Это уже чтобы наверняка в регионе выжила только килька.

Взгляд из Москвы

Развитие балтийской сети авиабаз НАТО позволяет оперативнее усиливать воздушную группировку альянса в Восточной Европе, повышать устойчивость в случае военного конфликта. Мы наблюдали, как в ходе маневров 2018 года десятки натовских боевых самолетов альянса отрабатывали не оборону, а прорыв российской ПВО на сверхмалых высотах. И Москва отреагировала — в феврале разместила в Калининградской области на постоянной основе оперативно-тактические ракетные комплексы (ОТРК) "Искандер-М".

Киреев: вера литовцев в "плохую Россию" вредит их интересам

"Искандер" интегрирован с различными системами разведки и управления, способен получать информацию о цели со спутников, самолетов-разведчиков и беспилотных летательных аппаратов. Приоритетными целями комплекса являются командные пункты, средства противоракетной и противовоздушной обороны, авиабазы и другие объекты противника. Гиперзвуковые боеголовки комплекса неуловимы для существующих и перспективных систем ПРО.

Усиление России на Западном стратегическом направлении тем более оправданно, что 26 членов НАТО в Европе имеют два миллиона солдат, семь тысяч танков, 11 тысяч артиллерийских установок и более двух тысяч боевых самолетов. Вся эта армада медленно, но верно приближается к российским границам.

Разумеется, Москва никогда не позволит НАТО нарушить существующий баланс сил в Балтийском регионе. Военная доктрина России декларирует право применения ядерного оружия в случае агрессии против России с применением даже обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства.

Если военная угроза на балтийском направлении окажется критической, превентивные меры России превратят в пыль инфраструктуру американского упреждающего удара. "Региональная система ПВО" или американская ПРО странам Балтии не помогут, в XXI веке судьбу мира или исход войны решат российские гиперзвуковые ракеты. На этот аргумент коллективному Западу ответить нечем.

Коротченко: страны Балтии выполнят любую прихоть США

Итогом балтийских усилий НАТО в 2018 году можно считать и боевое слаживание на Западном направлении 70 новых российских войсковых соединений. Не все "партнеры" готовы принять такую реальность, но жесткие и последовательные действия России в зоне своих национальных интересов — явление необратимое.

Анализируя недавнюю ситуацию в Керченском проливе, американское издание National Interest отмечает: "То, что Россия невежливо и грубо "научила" украинцев своим правилам навигации, является самоочевидной и ожидаемой реакцией со стороны недовольного медведя. Но это не повод для фиглярства в духе холодной войны и не солидное основание для начала военного противостояния ядерных держав".

Неужели кто-то думает, что в Балтийском регионе, вблизи российских границ геополитическая навигация имеет принципиальные отличия? Стратегическая безопасность стран Балтии, Европы в целом и даже Соединенных Штатов определяется уровнем доверия и добрососедства в отношениях с миролюбивой и сдержанной Россией.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.