Чтобы выяснить, что причиной борьбы США против реализации проекта "Северный поток – 2" не может быть попытка замещения российского трубопроводного газа поставками "американского СПГ", большие усилия не потребовались. Потребовалось лишь вспомнить особенности действующего газового законодательства Штатов, то, как выглядит организация производства СПГ на территории этого государства, и сопоставить с теми объемами газа, которые государственный концерн "Газпром" поставляет ежегодно компаниям-заказчикам из Европейского союза.
Несите ваши денежки. В НАТО
Если этот магистральный газопровод будет работать на 100 процентов проектной мощности и 55 миллиардов кубометров газа станут ежегодно поступать на европейский рынок, то речь пойдет о суммах (исходя из средней цены 2018 года в 258 долларов за тысячу кубов) порядка 14 миллиардов долларов. Сумма серьезная, но только не в сравнении с объемами ВВП Америки, Германии или России.
Дональд Трамп может сколько угодно выражать недовольство тем, что "Германия платит деньги стране, от агрессивных планов которой Штатам приходится саму Германию и защищать", но даже он отдает себе отчет в том, что Германия не платит ни одного евроцента — российский газ оплачивается не из госбюджета ФРГ, расчеты с "Газпромом" ведут частные немецкие энергетические компании. Более того: часть газа, который пойдет по "СП-2", вообще будет собственностью компании Wintershall, которая ведет добычу на Русском месторождении и на ачимовских отложениях Уренгойского нефтегазового бассейна.
Может, Дональд Трамп, десятки лет занимавшийся бизнесом, не понимает, что такое частная компания и чем она отличается от государственной? Все он отлично понимает, поэтому его заявления на тему "Германия неправильно тратит свои деньги" — в чистом виде ведение информационной войны, попытка откровенной демагогией отвлечь внимание слушателей от чего-то, что он безуспешно пытается скрыть.
Наш портал подробно рассказывал, какие именно европейские компании инвестируют в строительство "СП-2" и о том, что на этот проект не потрачено ни одного евроцента из бюджетов государств, входящих в ЕС, не говоря уже о деньгах этого экономического объединения. Значит, и тезис "Германия не должна платить России за газ, из-за этого Германии не удается выполнять финансовые обязательства перед НАТО" — тоже не более чем попытка скрыть истинные причины противостояния США проекту "СП-2".
Хвост, который виляет собакой
Чтобы понять, в чем тут дело, снова придется вспомнить общеизвестные факты, о которых предпочитают не говорить вслух. Но перед этим позволю себе напомнить о том, что представляет собой удивительный энергетический ресурс, который мы называем природным газом. Это всегда смесь, "коктейль" из нескольких газов, смешанных в разных, зависящих от конкретного месторождения, пропорциях.
Компонент, который наиболее важен для энергетики, — это метан. Его сжигание дает больше всего тепла, а его количество в природном газе составляет порядка 90 процентов. Современные газоперерабатывающие заводы умеют сепарировать природный газ, извлекать из него другие фракции — этана, пропана, бутана и так далее. Эти газы — сырье для химической промышленности, именно из них изготавливают полиэтилен, полипропилен, они являются основой для производства растворителей, красок и лаков.
Теперь вспомним, какое слово автоматически всплывает в голове, когда нас просят рассказать о промышленности ведущей экономики ЕС — о промышленности Германии. Правильно, слово "автомобиль". "Мерседес", БМВ, "Опель", "Фольксваген", "Ауди", "Порше" — самые известные немецкие марки легковых автомобилей, а есть еще "Алпина", "Биттер", "Гумперт", "Издера", грузовые автомобили. Как создаются эти произведения инженерного искусства?
Для них нужна сталь, то есть требуются металлургические производства — крупнейшие потребители электроэнергии, того самого метана. Красиво блестит краска, сверху покрытая лаком, в салонах — масса пластмассовых деталей… Да, все правильно — природный газ необходим не только как энергетический ресурс, но и как сырье для производства автомобилей. Чем дешевле природный газ, тем ниже себестоимость конечной продукции.
Порядка 60 процентов продукции немецкого автопрома поставляется в США, и это уже совсем другие суммы — речь идет о ежегодных поставках в объеме порядка 350 миллиардов долларов. Это в десятки раз больше, чем суммы, выплачиваемые немецкими потребителями за российский газ, тут соотношение 1 к 25: цена газа, который придет по "СП-2", составит порядка четырех процентов от объема автомобильного экспорта из Европы в США.
Вот только эти четыре процента чрезвычайно важны — без них не удастся создать оставшиеся 96 процентов. Эти четыре процента должны быть, без них никак. Именно об этом 15 февраля 2019 года говорила канцлер Германии Ангела Меркель в своей речи на Мюнхенской конференции по безопасности, напоминая слушателям о том, что даже в годы холодной войны поставки газа из СССР шли с точностью до минуты и до кубометра.
Надежность наших поставок — важнейший элемент взаимодействия с европейскими компаниями, в том числе с немецкими, ведь электроэнергия на металлургические заводы должна поступать непрерывно, многие химические комбинаты имеют непрерывный цикл производства. Надежность поставок российского газа обеспечивает надежность немецкого автопрома — это аксиома, которую нужно держать в голове.
Make America great again?
Все, на этом технически-химические подробности заканчиваем, вспоминаем предвыборный лозунг Трампа "Сделаем Америку снова великой" и отдадим ему должное — Дональд Трамп прилагает максимум усилий, чтобы этот лозунг превратился в реальность. Президент США, выступая в Белом доме 1 октября 2018 года, заявил: "Мы введем таможенные пошлины на поставляемые ЕС автомобили, если двусторонние торговые переговоры не увенчаются успехом".
Но реальные дела начались раньше, чем были сказаны эти слова: "Министерство торговли США в июне по указанию президента объявило о начале расследования, призванного определить, создают ли угрозу американской национальной безопасности поставки в страну автомобилей и комплектующих из других государств. Администрация Трампа рассматривает возможность введения 25-процентных пошлин на поставляемые в США автомобили из Европы". Что дальше?
"17 февраля 2019 года Министерство торговли США направило Дональду Трампу доклад о целесообразности введения пошлин на импорт автомобилей и запчастей. Это существенный формальный шаг на пути к решению президента США, который теперь в течение 90 дней должен сформировать свою позицию. Содержание документа планируется оставить в тайне, поскольку вопрос крайне чувствительный, а администрация не хочет раскрывать карты".
Не будем заниматься анализом того, как решение о введении пошлин повлияет на ситуацию в самих США. В данном случае важнее понять, что для ЕС вообще и для Германии в частности 25 процентов пошлин на изделия автопрома — это фактически "вылет" с американского рынка. В одночасье лишиться 350-миллиардного экспорта — это экономический коллапс, если называть вещи своими именами. Но и отсутствие в распоряжении европейской промышленности необходимого количества природного газа даст точно такой же результат: срыв сроков и объемов поставок при перебоях поставок приведет к штрафным санкциям.
Борется ли Трамп против пресловутой "зависимости ЕС от российского газа", призывая прекратить транзит через территорию Украины? Нет, ничего подобного — Штатам достаточно того, что они полностью контролируют нынешние киевские власти, которые по приказу из-за океана прервут транзит, не задавая вопросов и даже не пытаясь задуматься, что из-за этого произойдет с экономикой самой Украины. А вот "СП-2" никакой "Нафтогаз" остановить не способен — именно по этой причине такая истерика вокруг "морской трубы", она просто не контролируется Штатами. Америке важен контроль над газовыми потоками, идущими в Европу, — это позволит ей получить беспроигрышные позиции на любых переговорах с ЕС.
Возможно, что анализ, представленный вашему вниманию, уважаемые читатели, не является точным. Но с этой точки зрения ситуация, сложившаяся вокруг "Северного потока – 2", выглядит куда более логично. Никаких сказок про несуществующий в природе "американский СПГ", который якобы способен вытеснить российский трубопроводный газ с европейского рынка. Никаких глупостей о том, что Германия "не так тратит свои деньги", не выполняя финансовые обязательства перед бюджетом НАТО, или совсем уж фантастической "заботы об интересах Украины". Все проще и брутальнее.
Штатам нужен контроль над поставками природного газа в ЕС как угроза интересам европейского (читать как немецкого) автопрома и экономическому благополучию ЕС. За кружевом всех этих слов — желание обеспечить доминирование над ЕС, партнером и одновременно экономическим конкурентом Штатов. Но вся эта демагогия совершенно прозрачна для руководителей ведущих стран ЕС. Именно этому была посвящена февральская речь Меркель, именно по этой причине Франция помогла Германии выработать компромиссный вариант Газовой директивы ЕС.
Ровно так же, как Штаты стремятся получить контроль над европейской экономикой, ведущие страны ЕС стремятся этого контроля не допустить ни при каких обстоятельствах. И в этой борьбе с такими ставками непосредственное участие мировых лидеров совершенно логично — не о газовой магистрали идет речь, а о расстановке сил в экономической конкуренции Штатов и ЕС.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.