Одна из версий, при помощи которой стараются объяснить недовольство руководства США идущим у них на глазах строительством морского магистрального газопровода "Северный поток – 2", — оказывается, таким способом США пытаются внедрить на европейский газовый рынок "американский СПГ". Анализ этой версии большого труда не составляет — все факты, все цифры известны, нужно просто разложить их по порядку.
Что именно пытаются заместить власти Штатов? Правильно — поставки российского трубопроводного газа, экспорт которого в Европу в 2018 году составил 201,5 миллиарда кубометров. Именно эту версию настойчиво повторяют многие СМИ и целый ряд аналитиков.
Такое количество газа в обычном состоянии можно получить из 146 миллионов тонн СПГ. С учетом потерь при транспортировке через Атлантический океан и регазификации, которые составляют порядка четырех процентов, на территории США должно производиться 152 миллиона тонн СПГ. При этом — никакой диверсификации, все до последнего литра должно идти исключительно на европейский рынок.
Крупнейший производитель СПГ в мире — Катар, государственные компании которого производят около 80 миллионов тонн СПГ в год, государственные компании которого имеют собственный флот танкеров-газовозов. Дважды повторенное слово "государственные" — не опечатка, к этому моменту мы еще вернемся.
Производство СПГ на территории США сегодня и завтра
По состоянию на 1 января 2019 года на территории США действовали три завода по сжижению природного газа. Компания Cheniere Energy ввела в эксплуатацию четыре производственных линии на заводе Sabine Pass мощностью по 4,5 миллиона тонн СПГ каждая, общая мощность таким образом — 18 миллионов тонн.
В конце года та же компания начала отгрузку СПГ со второго своего проекта — завода Corpus Christi (на всякий случай — никакой связи с Римской католической церковью, это просто название залива, на берегу которого расположен завод), и начала работать первая производственная линия мощностью 4,5 миллиона тонн. Третий действующий в США экспортный СПГ-проект — Cove Point компании Dominion мощностью 5,5 миллиона тонн.
Итого — 28 миллионов тонн, что в пять раз меньше объема, необходимого для замещения российского газа на европейском рынке. В 2019 году должны быть введены пятая линия на Sabine Pass и вторая — на Corpus Christi, есть шансы, что будут построены первые линии Cameron LNG и Freeport LNG, обе опять же по 4,5 миллиона тонн. В этом случае объем производства вырастет до 37 миллионов тонн. Вам кажется, что в таком темпе этот вариант начнет становиться более вероятным? Есть, однако, нюансы.
Cove Point построен на кредитные средства, и его порой называют "корейско-индийским", поскольку компании из этих стран подписали с Dominion контракты сроком на 12 лет на 5,3 миллиона тонн СПГ в год. Индия и Корея — страны, у которых трубопроводного газа нет вообще, поэтому на европейский рынок эти объемы просто не попадут.
На СПГ обеих линий Corpus Christi долгосрочные контракты уже заключены, и это снова зарубежные компании, которые распоряжениям правительства США не подчиняются — они будут поставлять СПГ туда, где в конкретный момент будет выше цена, где можно получить большую прибыль. Из 18 миллионов тонн СПГ, которые способен производить Sabine Pass, 17 миллионов расписаны по долгосрочным и среднесрочным контрактам длительностью от семи до 12 лет. И точно такие же условия — долгосрочные контракты как залог получения кредитных средств на строительство — у Cameron и Freeport.
Представить себе, что частные компании, строящие заводы, будут работать по указанию президента США, могут только писатели, работающие в жанре антинаучной фантастики. Проза жизни незатейлива — США никогда не смогут организовать "Американский поток", способный заместить трубопроводные поставки "Газпрома", за неимением возможности создать необходимое количество СПГ-заводов.
Почему так, а не иначе? Да по очень простой причине: государство США не является участником газового рынка, все действующие и реализуемые проекты — частная инициатива. И законодательство США — такое, какое оно есть: СПГ-проекты не могут получить налоговые льготы или еще какие-то преференции, владельцы заводов не имеют собственных месторождений, природный газ как сырье для СПГ они имеют право покупать только на национальной газовой бирже Henry Hub и никак иначе. Именно поэтому при упоминании Катара было подчеркнуто — там это государственный бизнес со всеми вытекающими отсюда следствиями: катарские компании сами добывают природный газ, сами его сжижают, сами доставляют на собственных газовозах.
Что нам стоит 150 кораблей построить?
Про газовозы — тоже неслучайно, поскольку количество собственных газовозов у американских компаний, владеющих СПГ-заводами, равно нулю. Даже при совершенно фантастическом решении руководства США конфисковать все СПГ-заводы у частников (ага, "социалистическая революция" в отдельно взятой за определенное место отрасли экономики, на то она и фантастика) доставлять СПГ в Европу придется на газовозах, которые удастся зафрахтовать у судовладельческих компаний. Сколько их потребуется? Калькулятор позволяет посчитать и это.
Самый распространенный тип танкеров-газовозов имеет объем 170 тысяч кубометров, в которые помещается 100 тысяч тонн СПГ. Длительность рейса от берегов Техаса до побережья Англии — 14 суток, в обе стороны — 28. Добавляем сутки погрузки и выгрузки, получаем один рейс в месяц, 11 рейсов в год (текущие ремонты, погодные условия на море и прочие задержки при таможенных процедурах) или 1,1 миллиона тонн за год.
Для перевозки 152 миллионов тонн требуется 140 газовозов, стоимость производства такого газовоза при нынешних ценах — 250 миллионов долларов, в 2018 году судоверфи построили 36 танкеров, в 2019-м планируется 37. Вот только заказов из США — нет, это заказы мировых трейдинговых компаний других стран. Вообразить, что все кораблестроители будут обслуживать только и исключительно американские компании, у которых обнаружится на такую программу 35 миллиардов долларов, — это тоже антинаучная фантастика. Проза жизни незатейлива — по транспорту США теоретически могут организовать "Американский поток", способный заместить трубопроводные поставки "Газпрома" за 10-15 лет, если только не начнут строить судостроительные мощности на своей территории.
Очень несложный анализ показывает — версия о том, что США сопротивляются "Северному потоку – 2" для того, чтобы заместить российский трубопроводный газ, попросту несостоятельна, у нее нет обоснований. Если ко всему перечисленному добавить вопрос цены — СПГ из США на европейском газовом рынке на 25-30 процентов дороже российского трубопроводного, — то это становится еще более очевидно.
Прежде, чем разбираться с тем, кто именно придумал эту версию и по какой причине она столь усердно навязывается общественному мнению, стоит посмотреть еще и на то, способна ли Европа принять на своем побережье такое количество СПГ, которое позволило бы отказаться от сотрудничества с "Газпромом". Есть и сопутствующий вопрос: принимая на побережье 200 миллиардов кубометров газа, обладает ли европейская газотранспортная система технической возможностью распределить этот газ по всем своим потребителям? Если да — то почему ЕС этого не делает, если нет — сколько времени и денег потребуется, чтобы такая возможность появилась?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.