ВИЛЬНЮС, 8 июн – Sputnik. Литва и Польша обсудили дополнительные транспортные связи и коридор для транспортировки украинских грузов в порты Балтии. Об этом сообщает пресс-служба Министерства транспорта и коммуникаций балтийской республики.
Расширение коридора Балтийского, Черного, Эгейского морей на территорию Литвы и сотрудничество двух стран в транспортировке украинской продукции через Польшу в морские порты стран Балтии обсуждались на встрече замминистра транспорта Литвы Юлиуса Скачкаускаса и министра инфраструктуры Польши Анджея Адамчика.
"Транспортный коридор Север – Юг, соединяющий три моря – Балтийское, Черное и Эгейское, важен как никогда и должен быть мультимодальным, соединяя как автомобильные дороги, так и железные дороги европейского стандарта. Мы поддерживаем предложение Польши о продлении этого транспортного коридора до Литвы", – пояснил Скачкаускас.
По его словам, в текущей геополитической ситуации необходимо создание дополнительных транспортных коридоров и инфраструктурных связей между Литвой и Польшей, которые обеспечивали бы альтернативу приоритетным проектам Rail Baltica и Via Baltica. Литовский замминистра добавил, что один из таких вариантов – расширение автострады через Лаздияй, что создаст две стратегические связи через литовско-польскую границу, укрепит логистические цепочки и военную мобильность.
Он добавил, что альтернативное дорожное сообщение могло бы проходить из Белостока через Аугуставу и Лаздияй, затем соединиться с веткой Северо-Балтийского морского коридора, связывающей Вильнюс, Каунас и Клайпеду, и далее на север – в Латвию и Эстонию. По его словам, Вильнюс и Варшава собираются интегрировать этот маршрут в Трансъевропейскую транспортную сеть TEN-T и адаптировать его для военной мобильности.
Скачкаускас и Адамчик обсудили также сотрудничество в координации перевозок сельскохозяйственной продукции и промышленных товаров с Украины через польскую территорию в порты Литвы и Латвии. По их мнению, необходимы срочные нестандартные действия, чтобы экспортировать грузы с Украины.
Кроме того, стороны подняли вопрос о транзитных коридорах в обход Белоруссии, чтобы можно было ускорить и минимизировать таможенные процедуры. Отмечается, что сейчас нужны дополнительные усилия для планирования логистических маршрутов, а также дополнительные платформы, вагоны, локомотивы, перегрузочное оборудование для ускорения грузоперевозок с Украины.
В ведомстве добавили, что обсуждалось также сотрудничество двух стран в реализации проекта Rail Baltica, реконструкция пограничных дорог Литвы и Польши и другие актуальные вопросы транспортного сектора, например, возможность организации пассажирского железнодорожного сообщения между Вильнюсом и Варшавой уже в этом году.
После начала военной спецоперации РФ на Украине Литва еще больше ужесточила антироссийскую риторику, республика активно выступает с требованиями "усилить защиту" восточного фланга, а также говорит об "угрозе" национальной безопасности со стороны России.
Кроме того, Вильнюс тестирует маршрут экспорта с Украины через Польшу в объезд Белоруссии. Литовские предприниматели отмечают, что украинское зерно по железной дороге в Клайпедский порт должно перевозиться именно через Минск. По словам главы Вильнюсской ассоциации промышленности и предпринимательства Сигитаса Бесагирскаса, только такой маршрут является целесообразным. Отмечается, что это позволит вернуть к работе в грузовых компаниях и на железной дороге пять-шесть тысяч работников, которых уволили из-за уменьшения грузопотока из Белоруссии.
Ранее белорусский президент Александр Лукашенко заявлял, что Минск готов предоставить свою территорию для транзита украинского зерна в порты стран Балтии, но с условием, что эти порты будут открыты и для товаров из Белоруссии.