В Литве много правозащитных организаций. Некоторые из них бутафорские, непосредственно обслуживающие кланы и номенклатуру политических партий, а одна из действительно активных – "Союз наблюдателей за правами человека Литвы" (LŽTSS). Из-за его деятельности, из-за отказа следовать указаниям политических лидеров и властей – не замечать и не публиковать информацию о нарушениях прав человека и свобод, против LŽTSS проводятся провокации, выдвигаются абсурдные и сфабрикованные обвинения, активно действуют полиция и судебные приставы, прокуроры, суды и судьи: председатель Шяуляйского окружного суда Витаутас Курсявичюс со своей группой в отместку за проведенную в августе 2017 года акцию протеста у президентского дворца с требованием к тогдашнему президенту уволить шестерых, возможно, коррумпированных судей, "организовал" банкротство неправительственной организации, выступающей за права и свободы человека.
Лидер LŽTSS Донатас Шульцас по сфабрикованному тем же самым судьей делу 4 октября 2018 года был приговорен к двум годам тюрьмы условно. Он подвергся нападкам за то, что якобы оскорблял судей и государственных служащих в письменных обращениях в суд, а также за заявления генеральному прокурору в отношении расследования серьезных коррупционных преступлений, совершенных судьями.
К сожалению, вскоре после вступления приговора в силу началось ожесточенное давление: Донатаса Шульцаса обвинили в том, что у него якобы нет постоянного места жительства (хотя у него есть регистрация, кроме того, он жил в определенном месте, не скрывался от правоохранительных органов), а в связи с тем, что он якобы нарушал правила пробации, прокуратура в срочном порядке начала составлять документы о заключении Шульцаса за решетку.
В начале ноября 2019 года Шульцас, понимая, что заключение в тюрьму для него равносильно смертной казни, уехал в Россию и уже более полугода проживает в Орловской области. С ним удалось связаться и обсудить различные вопросы: волны политических репрессий в Литве, причины его решения обосноваться в Орловской области, оценку 11 марта 1990 года, отделение от Советского Союза и другие актуальные темы.
– Апелляционный суд Литвы 8 августа 2019 года окончательно и без права на обжалование объявил о банкротстве неправительственной общественной организации "Союз наблюдателей за правами человека Литвы". Хотя политические репрессии –распространенное в Литве явление, запрет правозащитной организации с объявлением ее банкротства – сенсация, возможно, даже абсурд. Насколько известно из видео на YouTube, из различных статей, только за то, что союз не был прикрытием для политических партий или правителей, происходили яростные нападки на его лидеров и членов. Как демократически избранный лидер союза, как вы оцениваете это событие – какая же это демократия, если активная неправительственная общественная организация подвергается жестоким преследованиям и попадает под запрет? Я знаю, что организация не бутафорская, в ней действовала не одна сотня активных членов. Приходилось ли слышать, что союз работает в подполье, не захотев прерывать деятельность?
– Прежде всего уточню, что происходит: ассоциация "Союз наблюдателей за правами человека Литвы" была создана 15 марта 2000 года. Лидером стал Бернардас Гражулис, который не выдержал преследования и давления и из-за своей политической и общественной деятельности был вынужден уехать за границу на постоянное место жительства. Из-за деятельности проникшего в организацию агента спецслужб Тадеуша Яцуковичюса и действий правоохранительных органов другому председателю союза, жителю Клайпеды Йонасу Синкявичюсу пришлось без вины провести в тюрьме девять месяцев. Во время уголовного преследования председателя LŽTSS организация лишилась помещения в Клайпеде, документы, компьютерное оборудование, имущество, бухгалтерские документы членов организации были конфискованы без законного основания и соответствующих процессуальных документов.
В сентябре 2013 года, когда я был утвержден на пост главы LŽTSS, началось не только уму непостижимое преследование меня как личности, но и активное преследование организации. 21 августа 2017 года, во время кампании протеста и голодовки, проводившейся у президентского дворца, LŽTSS выступил в качестве юридического лица кампании. 28 августа 2017 года организация в порядке, установленном законом, предъявила требование привлечь к уголовной ответственности судью Шяуляйского окружного суда Витаутаса Курсявичюса, судей отдела по уголовным делам Зигмаса Каваляускаса, Раймундаса Юргайтиса, Болесловаса Калаиниса и Видмантаса Миле за возможные тяжкие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Литвы, и за отказ исполнять конституционную обязанность – осуществлять правосудие.
5 сентября 2017 года организация предъявила требование привлечь к уголовной ответственности судью отдела по уголовным делам Вильнюсского окружного суда Арунаса Киселюса, судью отдела по уголовным делам Апелляционного суда Литвы Вальдемараса Бувеянаса, а также судью отдела по уголовным делам Верховного суда Литвы Алдону Ракаускене.
В связи со всем этим 25 сентября 2017 года в 5 утра, умышленно, с грубым нарушением всех возможных законов, конституционных положений Литовской Республики и международных правовых актов (как и в случае 17 мая 2012 года, когда 240 полицейских похитили Дейманте Кедите) прибыл взвод вооруженных до зубов полицейских, которые разогнали проходящую в соответствии с законодательством акцию, без предъявления обвинений задержали троих участников, вывезли личное имущество участников, наглядные пособия кампании, флаги, плакаты, документы, палатки.
Позже, очевидно из-замести председателя Шяуляйского окружного суда и его окружения в связи с жалобами LŽTSS, было "организовано" "перекрещение" неправительственной общественной организации (ассоциации) в общественное учреждение (фактически осуществлена фальсификация), и судьей Каунасского районного суда Рутой Палубинскайте, и судьями Апелляционного суда Литвы, действующими якобы "от имени Литовской Республики" было возбуждено дело о банкротстве.
Законы Литовской Республики предусматривают, что ассоциации не осуществляют коммерческую деятельность, поэтому наша организация никогда не вела никакой такой деятельности. Однако все сформулировано так, что якобы LŽTSS стал банкротом. Это первый подобный случай в Литве, и я даже думаю, что в мировой практике, когда суд так нагло и цинично мешает общественной организации защищать права и свободы человека.
Данный случай, когда организация, защищающая права и свободы человека, объявляется банкротом, – результат противоречащих законам действий судьи Каунасского окружного суда Палубинскайте, судей Апелляционного суда Литвы.
На самом деле ситуация такова: происходит расправа с общественной организацией, защищающей права и свободы человека, за то, что она решилась в ходе публичного протеста и голодовки (с 21 августа по 25 сентября 2017 года) требовать от президента немедленного увольнения шести коррумпированных судей, а также требовать личной ответственности судей и прокуроров и введения института присяжных, чтобы устранить коррупцию судей. Совершаются нападки из-за того, что мы осмелились подать иск против государства на 63000 евро за злонамеренные действия судов (судей) против Конституции и законов Литовской Республики. На практике это явное нападение коррумпированных групп на общественную организацию, и это нападение началось со дня основания союза – 15 марта 2000 года.
Первый председатель не по своей воле уехал в Англию из-за преследования, а второй сел за решетку. Помещения и имущество, документы были конфискованы у LŽTSS, преследовались члены союза. Репрессии, провокации, пытки, насилие, аресты проводились интенсивно. Я был избран председателем организации в сентябре 2013 года и сразу же столкнулся с жестким давлением, а с 23 декабря 2014 года я два месяца провел в тюрьме.
Государство, в котором под ложными предлогами подвергаются преследованиям и уничтожаются правозащитные организации, где журналисты, собирающие общественную информацию, отправляются за решетку, обыскиваются, где в отношении правозащитных организаций фабрикуются уголовные дела, их убивают (как мой товарищ Юлюс Ведецкис, убитый несколько лет назад), сажают в тюрьму, лишают собственности, применяют необоснованные временные меры… Такое государство не может называться ни правовым, ни демократическим. А члены LŽTSS не прекратили свою деятельность, они продолжают работать, разъяснять нарушения прав человека и помогать гражданам.
– Как вы оцениваете такую ситуацию: в 1991 году Коммунистическая партия Литвы (ЛКП) была запрещена в Литве, а ее лидеры Й. Ермалавичюс и М. Бурокявичюс были похищены за границей, доставлены в Литву и осуждены по политическим делам, и на долгое время отправлены за решетку? И еще одна ситуация: постоянно мешают деятельности "Социалистического народного фронта", его лидеров оговаривают, обыскивают, осуждают, а несколько лет назад были попытки запретить СНФ, и только по решению суда эта организация все еще законно действует.
– Уже один тот факт, что Ермалавичюс и Бурокявичюс официально действовали в соответствии с тогдашними законами, не совершали геноцид и не убивали людей, не грабили, не совершали злонамеренных действий против Литвы, указывает на то, что их нельзя было похищать в другом государстве и преследовать в судебном порядке в Литовской Республике за их политическую деятельность до 21 августа 1991 года. Я думаю, что это очевидная политическая расправа. Такая же очевидная расправа и в отношении Альгирдаса Палецкиса, который более полутора лет провел в тюрьме, запрет СНФ как партии и последующее давление с целью помешать СНФ существовать в качестве ассоциации, а также действия по экстрадиции судьи Неринги Венцкене из США и т. д. являются продолжающимися политическими расправами со стороны сегодняшней власти.
Как я уже говорил, литовское государство не является ни правовым, ни демократическим. Очевидно, что лидеры и правители кланов, которые обосновались в Литве, очень боятся настоящих лидеров, даже тех, кто находится за границей, поэтому их похищают только для того, чтобы посадить в тюрьму. В целом законы "джунглей" часто применяются в Литве, нам далеко до применения законов демократии в общественной жизни. Все организации, которые не нравятся лидерам кланов, подвергаются грубому нападению. И эта тенденция нарастает.
– Как активный правозащитник, вы подвергались и подвергаетесь жестоким преследованиям. Как вы оцениваете тот факт, что несколько лет назад вы провели два месяца в тюрьме по приказу коррумпированных кланов? Какие политические дела были наиболее заметными за последнее десятилетие?
Сегодня политические преследования, сфабрикованные дела, лишение собственности, различные нарушения прав человека и так далее в Литве достигли беспрецедентных масштабов. В качестве наиболее ярких примеров: экстрадиция Неринги Венцкене, которая боролась за право ее маленькой племянницы Дейманте не быть отданной в руки педофилов. Прокуроры Литвы в запросе выдать Венцкене указали 39 обвинений, однако им удалось заполучить Венцкене только по четырем. Как же смогли "исчезнуть" 35 обвинений? Может, эти 35 были сфабрикованы? А также дело о "шпионаже" в отношении Альгирдаса Палецкиса — полтора года в тюрьме только по показаниям одного свидетеля? Дело Жильвинаса Разминаса, Олега Титоренко и Гедрюса Грабаускаса, дело 13 января, дело Повиласа Масилениса, дело Вячеслава Титова и множество других политических дел.
– Почему вы обосновались в Орле? Может, есть какие-то связи с этим регионом России, люди, которых вы знаете?
Я выбрал местом политического убежища именно место крещения 16-й дивизии и кровопролития солдат из Литвы – Орловскую область. Это самая сильная связь – пролитая наша (литовская) кровь.
Нынешние литовские власти продались НАТО, тем же немецким и американским оккупантам, забыли своих героев, которые отдали свои молодые жизни за освобождение Литвы и навсегда остались на земле Орловской области. Я хотел бы напомнить: земли Орловской области не чужды литовской нации – исторически это земли бывшего Великого княжества Литовского. Даже изображение Витиса находится в центре фамильного герба графа Куракина, потомка сына Гедиминаса Наримантаса.
– Что вы думаете о русофобии в Литве? Кому это выгодно?
– Я думаю, что громче всех кричат "русские нападают" те, кто совершил самые серьезные преступления против Литвы сегодня, которые продали Литву Америке и Германии, Дании и так далее; преступно и без разрешения нации создали военные базы НАТО; уничтожили литовскую национальную валюту и национальные банки из-за своих коррумпированных прихотей; которые ввели правила жизни людей нетрадиционной ориентации; торговлю детьми и людьми; разрушили экономику и сельское хозяйство; выгнали из Литвы за границу самых трудолюбивых граждан и так далее – и это сделали шайки ландсбергисов, грибаускайте и так далее. На самом деле нашим правителям не нужны умные и сознательные граждане. А Россия, будучи противовесом гнилой системе лжи и обмана, подвергается необоснованным нападкам и клевете.
– Как вы оцениваете результаты, достигнутые после 11 марта 1990 года? Тогда было много обещаний, много красивых слов – будет настоящая свобода и демократия, "мы будем жить как Швеция" и так далее. Как получилось, что за тридцать лет полтора миллиона человек бежали на Запад от этой "свободы", а над словами "будем жить как Швеция" сейчас смеются?
– Члены шайки ландсбергисов, которые в 1990 году обманули нас и влезли во власть, "создали" законы против большинства граждан и создали свою армию правителей. Все как в том анекдоте: Бог сотворил человека, дал ему разум, затем лишил человека ума и назначил людей власти, теперь он отдал ум, но не забирает обратно людей власти. И граждане не убежали на Запад, а были изгнаны правителями, чтобы в Литве не осталось активных и сознательных людей. Просто некоторым нужна территория Литвы, но она нужна им без людей. Результаты 11 марта разочаровали, большинство людей остались обманутыми.
– Каково ваше мнение о "коронавирусном кризисе" в Литве? Были ли приняты адекватные меры, в частности в отношении положений в области прав человека?
– Наблюдая за ситуацией в Литве в течение почти семи месяцев и имея возможность анализировать, сравнивать и оценивать многие несвязанные источники информации, я могу сделать вывод, что Литва – одна из немногих стран, где так бесстыдно и навязчиво обостряется проблема COVID-19. По сути, обостряется заболеваемость, которая на самом деле не приравнивается ни к чуме, ни к оспе, COVID-19 является одним из видов гриппа. Приглушая, а иногда преднамеренно искажая факты о реальной ситуации в Литве и мире, государственные СМИ Литвы создают прикрытие для властей, чтобы навсегда уничтожить литовскую экономику и сельское хозяйство, вселяя страх и неуверенность, вызывая панику в обществе.
Власть на людей, как на рабов, надела намордники (и указала, что в них надо ходить даже в парках и деревнях), отобрала возможность получать доход за работу, а также возможность сплачиваться, словом, получать и делиться информацией. О каких правах человека можно говорить, если в настоящее время полиция в основном предназначена для того, чтобы отлавливать и наказывать людей, идущих по пустым улицам без маски, да еще и созданы условия для задержания и заключения в тюрьму лиц, которые чем-то не угодили полицейскому патрулю или военным.
– Какова перспектива, планируете ли вы бороться за отмену скандального решения в отношении союза и лично вас? Будете ли обращаться в международные организации?
– Молчать, отказаться от дальнейшей борьбы было бы предательством всех наших товарищей и людей, которых мы защищаем, разрушением их надежд и ожиданий. Мы не только будем апеллировать, но уже сейчас стараемся использовать все возможные средства и способы для достижения справедливости, для поиска той единственной истины, защитить человека, его достоинство и честь.
Я хотел бы воспользоваться этой возможностью, чтобы обратить ваше внимание на следующий факт: коллегия судей отдела по уголовным делам Паневежского окружного суда, которая подтвердила постановление по сфабрикованному по заказу председателя Шяуляйского окружного суда моего, Донатаса Шульцаса, уголовного дела состоит из Валдаса Мейдаса, Валдаса Цесюнаса и Йоланты Рашчювене, и сегодня они же рассматривают сфабрикованное в отношении Неринги Венцкене политическое дело. Таким образом, очевидно, что конституционная власть Литвы – суд (пункт 1 статьи 5 Конституции) – использует уже проверенных и послушных судей для выполнения приказов. И еще я хотел бы подчеркнуть: Арунас Невердаускис, судья Паневежского районного суда, который отказался судить меня по явно сфабрикованному делу и который даже отказался от мандата судьи, через несколько месяцев умер при странных обстоятельствах, а Дайна Вайдахавичене, судья Паневежского районного суда, которая послушно и смиренно выполнила акт политического преследования и вынесла обвинительный приговор, даже поднялась по карьерной лестнице – стала судьей Паневежского окружного суда.
Каждый факт или фамилию, названные сегодня, я указал на основе документально подтвержденного материала и готов ответить на каждое слово и высказанное мнение.