В середине ноября, а именно 16-го числа, сразу несколько СМИ сообщили о событии, используя почти одинаковые заголовки: "Польша хочет закупать нефть России в 2023 году, несмотря на планы отказа от нее".
Новость действительно интересная, поскольку, на первый взгляд, совершенно не совпадает с резко антироссийскими действиями Варшавы. Но — только на первый взгляд, в реальности все выглядит куда занимательнее.
Как Польша хотела, но не смогла. Или — не хотела, а потому — смогла?
Первое, что бросается в глаза, — новость не касается правительства Польши. Заявление в адрес "Транснефти", управляющей, в числе прочих нефтепроводов, и северной веткой "Дружбы", подала компания Orlen. Да, к настоящему времени 52 процента акций Orlen принадлежат правительству Польши, но тем не менее действия Orlen — это не действия государства. "Транснефть" факт получения письма подтвердила, как и то, что не имеет ничего против выполнения такого заказа на транзит "черного золота".
Почему именно такой объем — три миллиона тонн — тоже вполне объяснимо. До начала марта 2023 года продолжает действовать контракт Orlen с "Роснефтью" на поставку 3,6 миллиона тонн нефти марки Urals в год, то есть по 0,3 миллиона тонн в месяц. Январь и февраль — это 0,6 миллиона тонн, а вторая составляющая — контракт Orlen с "Татнефтью" на 2,4 миллиона тонн в год, который действует до конца 2024 года.
Цифры сходятся, никаких ошибок, но удивление связано не с этими контрактами, а с тем, что заявка Orlen на транзит российской нефти противоречит тому, о чем без устали говорят польские политики, призывающие Евросоюз не только соблюдать уже введенные пакеты антироссийских санкций, но и вводить новые. Однако 14 ноября, то есть всего за пару дней до начала общения Orlen c "Транснефтью", министр иностранных дел Польши Збигнев Рау сообщил прессе, что обращался к руководству Еврокомиссии с предложением расширить эмбарго на поставки российской нефти не только морским транспортом, но и по трубопроводам.
Договориться с брюссельскими чиновниками у пана Рау, как и следовало ожидать, не получилось: консенсус по "морскому эмбарго" 6 апреля Еврокомиссия буквально выдавила у руководителей стран ЕС, вынужденно согласившись с требованиями Венгрии о том, что трубопроводные поставки российской нефти под эмбарго не попадают. Пойти на уступки польскому министру иностранных дел означало бы обострение проблем с Венгрией, потому пан Рау и выглядел недовольным. Ну, а дальше все просто: нет эмбарго — значит, у Orlen есть необходимость исполнять обязывающие контракты, чтобы не попасть под штрафные выплаты.
И что, пан Рау действительно не знал заранее, каким будет ответ Еврокомиссии? Конечно, знал, но Рау сумел добиться нужного ему результата: Еврокомиссия еще раз официально подтвердила, что "трубопроводного эмбарго" не будет. Теперь ни одна страна из состава ЕС не может упрекать Польшу в том, что она подыгрывает России, поддалась влиянию Владимира Путина и так далее: Варшава очень бы хотела ничего не покупать у российских нефтяных компаний, но Еврокомиссия не дает ей такой возможности.
О том, что насчет возможных штрафов за односторонний отказ от выполнения обязательств по договору все совершенно серьезно, сутками позже, 17 ноября убедительно доказал Стокгольмский арбитражный суд, опубликовав вердикт о том, что финская компания Gasum за отказ покупать газ у "Газпрома" по обязывающему контракту обязана выплатить российскому концерну 300 миллионов евро. А поздним вечером 24 ноября пришла новость о том, что страны ЕС не смогли согласовать введение "потолка цен" на российскую нефть.
Не первый раз, ничего удивительного, но что это значит конкретно для Orlen? Польская компания не попадает под действие "алгоритма Путина" — президент России очень коротко высказался относительно затеи с предельными ценами на российскую нефть: "Есть "потолок" — нет поставок российских энергетических ресурсов, нет "потолка" — все подписанные контракты российскими поставщиками будут выполняться и дальше".
Нет "трубопроводного эмбарго", нет "потолка цен" — значит, Orlen имеет возможность спокойно получать нефть и от "Роснефти", и от "Татнефти" по "Дружбе". Напомню на всякий случай, что именно трубопроводные поставки — самый дешевый способ транспортировки нефти, то есть Urals от российских компаний станет самым дешевым сырьем для нефтеперерабатывающих заводов, принадлежащих Orlen.
Польша, Саудовская Аравия, Венгрия — веселая европейская круговерть
В самой Польше у Orlen теперь два НПЗ — в Плоцке и в Гданьске, при этом завод в Гданьске перешел в собственность Orlen летом этого года, после того как сначала правительство Польши, а затем и Еврокомиссия одобрила сделку по покупке Orlen еще одной польской компании — Lotos. Одобрение Еврокомиссии потребовалось, поскольку сделка была признана "существенной" и могла привести к снижению уровня конкуренции, был велик риск того, что Orlen в Польше станет едва ли не монополистом на рынке моторного топлива.
Еврокомиссия выставила ряд требований, которые Orlen вынуждена была выполнить. Во-первых, 30 процентов акций НПЗ в Гданьске были проданы Saudi Aramco, во-вторых, сеть АЗС, ранее принадлежавшая Lotos, была продана не Orlen, а венгерской компании MOL. Итог — Orlen на звание монополиста не тянет, все в порядке. Но совсем уж "обдирать" Orlen брюссельские чиновники не стали, одобрив одновременную продажу уже MOL польской компании сети АЗС в Венгрии и в Словакии. Итого на сегодняшний день: Orlen, которая имеет возможность покупать российскую нефть, управляет АЗС в Венгрии, которая — совпадение? не думаю — тоже имеет возможность покупать российскую нефть.
Нефтяные магистрали — европейские маршруты
Стало уже интереснее, не так ли? Но двинемся дальше — вдоль южной ветки магистрального нефтепровода "Дружба", по которому российская нефть спокойно, без всяких препятствий со стороны любителей всевозможных эмбарго, поступает в Венгрию. Маршрут этой ветки выглядит так: Россия — Украина — Словакия — Чехия — Венгрия.
География, ничего не поделаешь: раз нет эмбарго на трубопроводные поставки российской нефти, то этим пользуется не только сама Венгрия, но и страны-транзитеры — Словакия и Чехия. В Словакии крупнейший НПЗ называется Slovnaft, рассчитан он на переработку шести миллионов тонн нефти в год. Кстати, 98,5 процента акций Slovnaft — собственность венгерской компании MOL. У Slovnaft в Чехии — собственная сеть АЗС, 41 штука, что для небольшой страны вполне достаточно, вот только летом этого года MOL эту сеть взяла да и продала.
Покупателем стала… правильно, польская компания Orlen. Еще интереснее. Дальше — Чехия, у которой имеются два НПЗ, в Литвинове и в Кралупах, принадлежащие компании Unipetrol. Хотя нет, тут у меня вкралась ошибка, ведь с 2020 года компания сменила название — теперь она именуется... правильно, Orlen Unipetrol. Странно, но факт — собственником АЗС в Чехии является не MOL — это было бы совсем красиво, но что есть — то есть, сеть чешских АЗС принадлежит польской Orlen.
Вот теперь можно и обобщить, уже без подробностей. Польская государственная Orlen и частная венгерская компания MOL, поделившие между собой сети АЗС в Венгрии, Чехии, Словакии и Польше, имеющие в этих странах собственные НПЗ, в 2023 году продолжат получать российскую нефть, выбив для себя исключение из общеевропейского эмбарго.
То, что акционером одного из польских НПЗ стала крупнейшая в мире нефтяная компания Saudi Aramco, совершенно не огорчает ни Orlen, ни MOL: саудовская компания во все времена была надежным поставщиком, с которым работать — сплошное удовольствие.
Комбинация, участниками которой стали не только нефтяники, но и политики Венгрии и Польши, прошла вполне изящно: обе страны добились существенного выигрыша в сравнении с более дисциплинированными и менее расторопными странами ЕС. Ничего личного, только бизнес. Цинично? Безусловно, но ни нефтяным бизнесом, ни политикой никто в белых перчатках не занимается.
На этом можно было бы и закончить, но есть во всей этой истории еще одно интересное слово — Гданьск. Гданьск, где расположен НПЗ, принадлежащий теперь Orlen и Saudi Aramco. Гданьск, нефтеналивной порт которой являлся собственностью завода Lotos, а теперь, соответственно, на паях принадлежит Orlen и Saudi Aramco. Гданьск, который относительно недавно назывался Данциг и входил в состав Германии. Вот о Германии в следующей статье и порассуждаем, оперируя сведениями только и исключительно из открытых источников.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.