ВИЛЬНЮС, 12 июл – Sputnik. В этом году 35,4 процента выпускников школ в Литве не сдали итоговый экзамен по математике, заявила министр образования, науки и спорта Юргита Шюгждинене. Об этом сообщает пресс-служба Министерства образования, науки и спорта.
По словам министра, сложность заданий государственного экзамена по математике была обычной. Задания подобраны таким образом, чтобы для сдачи экзамена было достаточно решения заданий, отвечающих минимальным требованиям — нужно было набрать 16 процентов от баллов всех заданий. Однако два задания могли повлиять на результаты выпускников, показавших лучшие результаты на экзамене, отметила министр. Об этом говорится в выводах комиссии по анализу результатов государственного вступительного экзамена по математике.
Комиссия: сложность заданий не отличалась
Комиссия сравнила условия и сложность задач, соответствующих минимальным требованиям, за 2020-2022 годы. В выводах отмечается, что большое количество выпускников, не сдавших экзамен, нельзя объяснить сложностью заданий. В заданиях не было существенных ошибок в формулировках, которые могли бы повлиять на решения выпускников и результаты экзамена. Существенных различий не наблюдалось, задания, отвечающие минимальным требованиям, для всех лет имеют одинаковую сложность.
Однако два задания (19.2 и 27) могли повлиять на получение более низких результатов: решение задачи 19.2 требовало больше процедур, чем обычно, а контекст задачи 27, возможно, было труднее распознать. Разбирательство комиссии привело к тому, что некоторые выпускники, добившиеся хороших результатов, получат баллы чуть выше.
Комиссия не смогла ни подтвердить, ни опровергнуть предположение, что на результаты экзамена мог повлиять карантин.
"Государственный экзамен по математике в этом году стал шоком для многих, поэтому я попросила провести подробное исследование. Важно было убедиться, что экзаменационные вопросы соответствуют программе. Выводы экспертной комиссии привели к тому, что часть (почти четыре процента) выпускников, сдавших экзамен наиболее успешно, получат более высокие баллы, чем изначально получили", — заявила министр.
Шюгждинене отметила, что в ходе проверки было развеяно сомнение в том, что учащимся дали слишком много сложных задач, решить которые они не в состоянии.
"К сожалению, результаты отражают реальную ситуацию в нашей математике. Она очень плохая. Теперь могу констатировать: это результат на протяжении многих лет не принимаемых решений. Это только подтверждает, что нельзя медлить ни минуты. Ряд решений уже принят и еще планируется принять. Мы занимаемся этой ситуацией с самого начала работы этого правительства, но трудно ожидать быстрых результатов в сфере образования", — заявила министр.
Министр обращает внимание на то, что, если сравнить среднее количество баллов, набранных на экзамене в 2015-2022 годах, и количество выпускников, не сдавших экзамен, видно, что ухудшение результатов происходит стабильно на протяжении многих лет. Средний балл за задания 2022 года полностью соответствует этой тенденции. При этом процент несдачи необычайно высок.
Как изменятся баллы после выводов комиссии
Комиссия предложила скорректировать экзаменационные оценочные баллы с учетом вышеуказанных замечаний к заданиям 19.2 и 27. Это никоим образом не изменит результаты тех, кто не сдал экзамен (набрал до восьми баллов) и достигших удовлетворительного уровня (набрал 9-23 балла).
Таким образом, число не сдавших экзамен не изменилось — 5131 выпускник, или 35,4 процента. Не изменилось и количество получивших от 16 до 35 баллов — 5776 выпускников, или 39,9 процента.
Количество баллов для получения наивысшей отметки (сто) было изменено с 55-60 на 53-60.
Количество баллов для получения отметки 86-99 было изменено с 46-54 на 45-52. Количество баллов для выхода на основной уровень (36-85) было изменено с 24-45 на 24-44.
Это означает, что стало больше выпускников, получивших 100 балов: с 58 их число увеличилось до 116 (или 0,8 процента от всех сдававших экзамен). Число набравших 86-99 баллов увеличилось с 378 до 410 (2,8 процента). Количество тех, кто получил 36-85 баллов, увеличилось с 3056 до 3148 (21,1 процента).
Различия между муниципалитетами
Снова стали очевидны различия между городскими и сельскими муниципалитетами. В школах крупных городов не сдали экзамен по математике 27,7 процента выпускников, в сельской местности — 40,1 процента.
Наиболее успешно сдали экзамен по математике выпускники в самоуправлениях Бирштонаса (82,4 процента), Ретавы (80,5 процента), Висагинаса (80 процентов), Каунаса (74,9 процента), Зарасайского района (74,4 процента), Кедайняйского района (72,6 процента), Шяуляйского района (72,3 процента), Друскининкая (71,6 процента), Вильнюса (71,2 процента).
Результаты госэкзаментов выпускников школ
Национальное агентство по образованию опубликовало результаты государственных экзаменов выпускников школ – истории, математики, иностранных языков (английский, русский), химии, физики и информационных технологий.
По данным агентства, экзамен по истории сдало 99,1 процента выпускников, по математике — -64,6, английскому языку — 98,07, русскому языку — 99 процентов, физике — 97,1, химии — 96,19, информационным технологиям — 85,98 процента выпускников школ.
Решения, меняющие систему
В министерстве напомнили, какие решения уже приняты и как планируется улучшить обучение математике.
Подготовлена новая общая программа для начального, основного и среднего образования, которую с сентября начнут внедрять в школах. Эта программа направлена на развитие компетенций больше в глубину, чем в ширину. Во время обучения ученик должен развивать способность мыслить математически и решать задачи, а не просто усваивать информацию, отмечают в министерстве.
Наряду с новым общим учебным планом по математике для среднего образования появятся и промежуточные отчеты. Уже с 2023 года они обеспечат более последовательное обучение. При разделении заданий на части ожидается, что учащиеся смогут лучше продемонстрировать свои предметные компетенции к моменту окончания программы среднего образования.
После длительного перерыва c этого учебного года ученикам 10-х классов возвращен четвертый урок математики с необходимым финансированием в размере шести миллионов евро на оплату работы учителей.
После обновления структуры среднего образования математика и литовский язык и литература будут преподаваться по двум программам — общей и углубленной. Поэтому государственные экзамены по математике будут раздельными для общего и углубленного курсов.
Для тех, кто намерен учиться по программе среднего образования, будет предусмотрен переходный порог, когда оценка по литовскому языку и математике основного образования должна составлять не менее четырех баллов.
Больше внимания будет уделяться усилению обратной связи в классе. Проверка знаний учащихся, такая как Национальная проверка успеваемости учащихся, Проверка успеваемости в базовом образовании и Государственные выпускные экзамены, ясно указывает на разрыв между годовыми школьными отметками и национальными проверками.
Уже с октября этого года планируется продолжить и расширить обучение учителей по теме оценки успеваемости по математике, в ходе которого по результатам проверки успеваемости учителям будут даны дополнительные знания о том, какие типы задач являются наиболее сложными для учащихся, как следует обучать их решению, как преподаватели могут сами создавать такие задачи и оценивать достижения учащихся на уроке.
В министерстве отметили, что будет усилена и дидактика предмета. С 1 сентября вступают в силу долгосрочные (государственные) программы повышения квалификации учителей. Одним из приоритетных направлений повышения квалификации является предметная дидактика, в том числе математика. С нового года запускается программа, направленная на укрепление образовательных наук, в том числе математического образования. Планируется реализовать проект современной дидактики математики с помощью сильнейших литовских ученых и преподавателей и с помощью иностранной поддержки, отметили в ведомстве.
В рамках программы "Школы тысячелетия" планируется подготовить новые модели естественнонаучного, технического, инженерного, художественно-математического (STEAM) образования, дидактические инструменты. Также, по данным Министерства образования, укрепляется школьная сеть, чтобы все дети в гимназиях имели возможность получать необходимые консультации и выбрать дополнительные модули.
В министерстве отметили, что цена корзины для изучения математики увеличилась на 70 процентов, это означает, что высшие учебные заведения получают больше средств на подготовку математиков. Принята поправка к закону о науке и учебе — с 2024 года экзамен по математике становится обязательным для поступления в высшие учебные заведения, за исключением вузов искусств. Это повысит мотивацию к более последовательному изучению математики, чтобы претендовать на бесплатное высшее образование, считают в министерстве.
Кроме того, был введен пробный экзамен по математике — второй год подряд школьники могли проверить свои знания.