В Литве решили, что все проблемы – из-за "русской" железнодорожной колеи

© Photo : Aplinkos apsaugos departamentas prie Aplinkos ministerijosЖелезнодорожные пути, архивное фото
Железнодорожные пути, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 08.11.2025
Подписаться
По версии парламентария, якобы именно из-за отличающейся ширины железнодорожной колеи Литва ежегодно несет убытки из-за снижения потенциальных доходов от логистики
ВИЛЬНЮС, 8 ноя – Sputnik. Власти Литвы должны отказаться от "русской" железнодорожной колеи и заменить ее на европейскую, заявил депутат Сейма Литвы от оппозиционной партии "Союз Отечества — Христианские демократы Литвы" Арвидас Поцюс.
Он напомнил, что большая часть литовских железных дорог имеет колею шириной в 1520 миллиметров, которая появилась еще во времена Российской империи, в то время как Европа использует более узкую колею в 1435 миллиметров.
"Всего несколько сантиметров этой разницы является одной из самых очевидных инфраструктурных границ [Литвы] с Польшей и всем Западом… Груз приходится перегружать, а вагоны менять или адаптировать. Это требует времени, денег и снижает привлекательность Литвы как транзитной страны. Из-за разной ширины колеи Литва ежегодно несет убытки из-за снижения потенциальных доходов от логистики", - передают его слова литовские СМИ.
По его утверждению, из-за ширины колеи также падает конкурентоспособность Клайпедского порта, в котором с 2022 года из-за санкций против РФ и Белоруссии рухнул грузооборот, поскольку перевозить грузы через Польшу или Германию, где поезда могут ходить без технических препятствий, дешевле и проще.
"Широкая колея в Литве также подразумевает определенную зависимость от инфраструктуры стран Восточной Европы. Некоторые запасные части, технологические стандарты и даже подвижной состав связаны с российскими или белорусскими железнодорожными системами. Это также становится проблемой безопасности. Проще говоря, сегодня наши рельсы по-прежнему ведут в Москву и Минск, а не в Берлин или Париж", - пожаловался он.
В его представлении, властям Литвы надо "серьезнее отнестись" к изменениям в железнодорожной инфраструктуре.
"Мы можем отказаться от "русской" широкой колеи и заменить ее на европейскую. Это позволит поездам ходить без остановок из Литвы в Берлин. Мы добьемся более быстрой и дешевой перевозки грузов, более надежного логистического маршрута, большей выгоды для бизнеса и Клайпедского порта. Благодаря европейской колее также могут увеличиться пассажиропотоки — высокоскоростные поезда станут реальной альтернативой путешествиям на автомобиле или самолете", - считает парламентарий.
Клайпедский порт, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 25.10.2025
Конечная остановка: в Литве ужаснулись показателям Клайпедского порта
Кроме того, по его словам, Литва получила бы полностью скоординированную с союзниками по НАТО инфраструктуру – это обеспечило бы военную логистику и транспортировку гуманитарной помощи в случае войны или кризиса.
"Развитие инфраструктуры, важной для военной мобильности, идет не так быстро, как хотелось бы. В нынешнем геополитическом контексте быстрая и эффективная переброска воинских подразделений, техники и другого имущества, предусмотренная оборонными планами НАТО, из одного региона в другой крайне важна", - подчеркнул Поцюс.
Также отказ от "русской" колеи позволил бы, по словам политика, "предотвратить" быструю переброску "вражеских сил" в Литву.
"Литва уже активно строит Rail Baltica – первую по-настоящему европейскую железную дорогу, соединяющую страны Балтии с Польшей и всем ЕС. Однако это лишь один коридор. Если мы хотим, чтобы вся страна пользовалась современной транспортной сетью, европейская колея нужна не только от Каунаса до Польши, но и до Вильнюса, Клайпеды, Шяуляя, Паневежиса, Алитуса. В этом случае Литва станет не железнодорожным "тупиком", а связующим звеном между Северной и Западной Европой", - заявил парламентарий.
По его мнению, переход на европейскую колею является стратегическим шагом, который укрепляет выбор Литвы в качестве полноправной части европейской инфраструктуры.
"Так же, как мы когда-то ввели евро, теперь мы должны ввести европейский железнодорожный стандарт. Это наше прощание с царским и советским прошлым, которое до сих пор измеряется 1520 миллиметрами", - констатировал он.
Ранее депутат Европарламента от Литвы Виргиниюс Синкявичюс заявил, что Евросоюз вряд ли найдет деньги для инвестиций в транспортный сектор Литвы, связанных с переходом на европейскую железнодорожную колею и прокладку новых железнодорожных путей.
По его словам, одним из основных аргументов для получения финансирования является обеспечение загрузки и использования инфраструктуры. При этом балтийской республике будет "очень сложно обосновать, что модернизированная колея вдруг станет прибыльной и ее загрузка будет достаточной".
Железная дорога, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 10.04.2025
ЕС может не дать Литве деньги на замену "русской" колеи, заявил евродепутат
Магистраль Rail Baltica, длина которой составляет 870 километров, должна связать государства Западной Европы со странами Балтии через Варшаву, Вильнюс, Каунас, Ригу, Таллин и далее, с помощью парома, с Финляндией. Железная дорога будет построена на европейской колее шириной 1435 миллиметров.
Проект соединения железных дорог стран Балтии с Европой планирует завершить в 2030 году. Трасса пройдет от Таллина до Риги, Каунаса с ответвлением на Вильнюс, Варшаву. Литовский отрезок составит 392 километра.
Как неоднократно отмечали эксперты, с точки зрения экономики и логистики проект является проигрышным и невыгодным. При этом его основное применение, несмотря на заявления властей Балтии, лежит скорее в плоскости использования для военных нужд.
Железная дорога, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 16.09.2025
Литва, Латвия и Эстония договорились об электрификации Rail Baltica
При этом транспортный сектор балтийской республики столкнулся с серьезными трудностями на фоне политического конфликта с Россией и Белоруссией, длительных антироссийских санкций, а также закрытия восточных рынков. Эти факторы привели к потере Литвой доходов от транзитных грузов в десятки миллионов евро и резкому сокращению объемов транзита.
В частности, глава Клайпедского порта Альгис Латакас признал, что транзит грузов через Клайпедский порт за последние четыре года сократился примерно с 40 до пяти процентов от общего грузопотока. По его словам, объемы перевалки грузов в порту снизились из-за "геополитической ситуации".
Он также заявил, что Клайпедский порт пытается найти клиентов в странах Центральной Азии из-за сокращения грузов из России и Белоруссии, однако с переориентацией возникают сложности.
Товарный поезд с углем, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 25.10.2025
В Литве назвали "истинную причину краха" транспортной отрасли
Читайте Sputnik Литва в MAX! Еще больше оперативной, свежей и интересной информации.
Лента новостей
0