Конечная остановка: в Литве ужаснулись показателям Клайпедского порта
Подписаться
Литовские перевозчики считают, что из транзитного порта морская гавань Клайпеды превратились в "конечную станцию"
ВИЛЬНЮС, 25 окт – Sputnik. Рост грузооборота Клайпедского порта нельзя считать устойчивым, поскольку нет новых потоков грузов, заявил глава морской грузовой компании Klasco Виталиюс Муштукас.
Ранее дирекция Клайпедского порта сообщила, что за девять месяцев этого года Клайпедский порт перевалил 28,7 миллиона тонн грузов, что на 11 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года (26 миллионов тонн).
По оценке Муштукаса, подобные показатели не являются устойчивыми.
"Мы не хотим вызывать пессимизма, но излишний оптимизм порой хуже, чем чуть более пессимистичная или реалистичная оценка ситуации. В процентном и тоннажном выражении общие цифры показывают рост, но если посмотреть на них с точки зрения устойчивого грузопотока, то мы увидим, что в настоящее время новых грузопотоков в Клайпедском порту попросту нет", - передают его слова литовские СМИ.
Он напомнил, что на рост грузооборота влияют так называемые транзитные или распределительные суда, которые доставляют контейнеры в Клайпедский порт, откуда их перевозят в другие европейские порты на более мелких судах. По его мнению, Клайпеда из транзитного порта превратилась в конечную остановку.
"Если в ближайшем будущем на нашей местной, европейской политической арене ничего не изменится, то, вероятно, около 38–39 миллионов тонн — это предел для Клайпедского порта, превысить который будет очень сложно. Сегодня из транзитного порта мы превратились в конечную станцию, которая, нельзя сказать, что полностью, но на 95 процентов обслуживает наш местный рынок", — констатировал Муштукас.
С ним согласен президент Литовской ассоциации морских экспедиторов (LJKKA) и генеральный директор морской экспедиторской компании Bega Лаймонас Римкус, который утверждает, что цифры по грузообороту Клайпедского порта выглядят оптимистично только на бумаге.
"Цифры выглядят хорошо, но причины, по которым это произошло, не связаны с экономикой Литвы. Мы видим, что роста и прорыва в экономике Литвы нет, в первой половине года в контейнерном сегменте по-прежнему наблюдается спад, отрасль переживает трудности", - указал он.
Повышение железнодорожных тарифов
Представители грузовых компаний также пожаловались на повышение железнодорожных тарифов со стороны транспортная компании LTG Cargo, что негативно скажется на работе порта и всей отрасли транспорта и логистики. Так, с 2026 цены на услуги предприятия вырастут на 10-30 процентов, а на некоторые их составляющие — до 57 процентов.
Римкус указал, что поток грузов, перевозимых по железной дороге, и так сокращается, а повышение тарифов еще больше ударит по "Литовским железным дорогам".
"Тарифы "Литовских железных дорог" на перевозки в два раза превышают стоимость перевозок в Европе. Литовские производители уже подвергаются дискриминации. Дискриминируется не порт, не компании, которые осуществляют погрузку, а производитель, который имеет затрудненный доступ к мировым рынкам и не может использовать… железнодорожный транспорт", - указал он.
При этом Муштукас заявил, что в будущем железнодорожные услуги, скорее всего, продолжат дорожать.
"В ходе встречи "Литовские железные дороги" дали нам понять, что предстоящее повышение цен… не является разовым и в 2027 году мы можем ожидать еще одного повышения цен, которое не обязательно будет ниже этого", — предупредил он.
По его словам, в случае повышения тарифов стоимость одного вагона может увеличиться примерно на десять евро, а железнодорожная перевозка от Клайпедской железнодорожной станции до порта может достичь 1,5 евро за тонну.
Он предупредил, что повышение тарифов может привести к росту расходов на инфраструктуру для отрасли, стремящейся получить доступ к мировым торговым рынкам через Клайпедский порт, поэтому его компания будет искать другие маршруты.
Ранее глава Клайпедского порта Альгис Латакас признал, что транзит грузов через Клайпедский порт за последние четыре года сократился примерно с 40 до пяти процентов от общего грузопотока. По его словам, объемы перевалки грузов в порту снизились из-за геополитической ситуации.
Он также заявил, что Клайпедский порт пытается найти клиентов в странах Центральной Азии из-за сокращения грузов из России и Белоруссии, однако с переориентацией возникают сложности.
Транспортный сектор балтийской республики столкнулся с серьезными трудностями на фоне политического конфликта с Белоруссией, длительных антироссийских санкций, а также закрытия восточных рынков.
Многие эксперты уже отмечали, что санкции, затрагивающие деятельность Клайпедского порта, нанесут ущерб литовской экономике, однако власти балтийской республики не хотят этого признавать.
Читайте Sputnik Литва в MAX! Еще больше оперативной, свежей и интересной информации.



