https://lt.sputniknews.ru/20230220/po-kievskomu-stsenariyu-raskolniki-v-litve-khotyat-tomosa-ot-konstantinopolya-26988187.html
По киевскому сценарию: раскольники в Литве хотят томоса от Константинополя
По киевскому сценарию: раскольники в Литве хотят томоса от Константинополя
Sputnik Литва
Шайку раскольников, изгнанную из Литовской православной церкви, взял под свое покровительство Константинопольский патриархат. Но создать "полноправную" новую... 20.02.2023, Sputnik Литва
2023-02-20T17:34+0200
2023-02-20T17:34+0200
2023-02-20T17:40+0200
колумнисты
литва
церковь
религия
общество
православие
православные
украина
https://cdnn1.lt.sputniknews.com/img/1106/37/11063705_0:0:3067:1725_1920x0_80_0_0_6b38921c965308212ca8ab6d9655c90d.jpg
Под Православную церковь Литвы, пока еще находящуюся в лоне Московского патриархата, заложили, фигурально выражаясь, бомбу. Пятеро молодых (по меркам служения) священников возомнили себя выразителями идей и мыслей всей ПЦЛ с многовековой историей.Примечательно, что шайку раскольников возглавил самый молодой из пятерки — священник Гинтарас Сунгайла. Общеобразовательную школу закончил в 2010 году, а в сан священника был рукоположен митрополитом Виленским и Литовским Иннокентием лишь пару лет назад. До этого в 2019 году закончил обучение в православной семинарии и — внимание — Литовском университете Витаутаса Великого. То есть молодой человек идейно (по поводу "независимости" Литвы) был подкован основательно.В кулуарах ПЦЛ священники давно слышали из уст Виталия Моцкуса и Гинтараса Сунгайлы раскольнические намеки, что надо бы отделяться от Московского патриархата по украинскому сценарию. Мол, не хотим ничего общего иметь с "москалями-варварами". А после 24 февраля 2022 года к вышеуказанным персонажам добавился и священник-франт Владимир Селявко, а также Виталис Даупарас и Георгий Ананьев.Они демонстративно стали нарушать канонический порядок служб — перестали поминать во время служения Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. А когда руководство ПЦЛ в лице митрополита Иннокентия и епископа Амвросия деликатно указало своевольникам на недопустимость подобного нарушения канонов, они побежали через СМИ жаловаться литовским властям. То есть по всем канонам Церкви совершили клятвопреступничество. А после долгих душевных бесед и увещеваний со стороны руководства ПЦЛ сначала были "запрещены во служении", а затем и вовсе лишены священнического сана.Дальше раскольники побежали жаловаться на притеснение уже в Константинополь к патриарху Варфоломею, который ранее выдал томос об автокефалии неканонической украинской церкви во главе с "митрополитом" Епифанием, рукоположенным "патриархом" Филаретом, преданным анафеме в 1997 году. Анафему (отлучение от церкви) Филарета, кстати, признал и сам Варфоломей. Но, забыв об этом, он в январе 2019 года выдал томос украинским раскольникам из ПЦУ.Сегодня этот фортель пытаются провернуть в Литве. Пятерка раскольников, ссылаясь на якобы "верховенство" Варфоломея над всем мировым православием, подала апелляцию в Константинопольский патриархат. И тот, обрадовавшись, что в очередной раз можно сделать гадость Московскому патриархату, с удовольствие подмахнул "маляву" для литовской шайки."После тщательного изучения рассматриваемых дел было установлено, с одной стороны, что они были окончательно осуждены своей церковной властью, которая вынесла приговоры, а с другой стороны — что причины, по которым были вынесены эти приговоры, были основаны абсолютно не на церковных критериях, а на справедливом несогласии вышеупомянутых клириков с войной в Украине. По этой причине Его Всесвятейшество, рассмотрев эти апелляции в последней инстанции, рекомендовал Святейшему и Священному синоду отменить наложенное на них прещение лишением сана и восстановить их в их бывших церковных степенях, что и было единогласно решено", — цитируют СМИ выдержку из коммюнике Константинопольского патриархата, опубликованного на официальном сайте.Там же сказано, что Константинополь вернул в священный сан пятерых извергнутых из него литовских православных и включил их в число служителей патриархата. То есть они теперь подчиняются Константинополю, а речи о Православной церкви Литвы пока нет.Дело в том, что в пятерке раскольников нет ни одного монаха. А предстоятелем церкви может стать только монах саном не ниже епископа, а получить такой статус ой как непросто. Для этого надо сначала стать рядовым монахом — доказать верность служению Церкви своим смирением и послушанием. Затем — саны иеромонаха (священника), игумена, архимандрита. И только пройдя эти ступени, можно стать епископом, архиепископом, митрополитом и патриархом одной из 18 автокефальных (независимых) православных церквей.На Украине раскольническую церковь удалось учредить благодаря Филарету, который был "законным" митрополитом Русской православной церкви и даже одним из претендентов на патриарший престол. Но "не вынесла душа" митрополита, когда патриархом Московским и всея Руси был избран Алексий Второй — и он подался в раскол, доведший его до анафемы. Об этом много уже сказано и написано.А вот среди монахов Свято-Духова монастыря Вильнюса не нашлось "местного иуды", который соблазнился бы епископальным посохом. Видимо, теперь кандидата будут искать в Константинопольских палатах. А пока что пятерка новоиспеченных варфоломеевцев озабочена поиском помещения для проведения своих обрядов. Видимо, изучают украинский опыт по силовому захвату храмов канонической ПЦЛ.Мечта Запада — раскол всемирного православияУже давно понятно, что война Запада против России — это еще и война против мирового православия, моральным и духовным лидером которого является Московский патриархат. И это при том, что по всем канонам Константинопольского патриарха поминают первым в списке предстоятелей 18 автокефальных православных церквей.А издание "Православный мир" напоминает, что еще в мае прошлого года, перечисляя, как принято, предстоятелей поместных православных церквей, предстоятель канонической Украинской православной церкви митрополит Онуфрий называл патриарха Московского и всея Руси Кирилла третьим после патриархов Антиохийского и Иерусалимского, как делают главы автокефальных церквей.Правда, Онуфрий пропустил принятую ранее при упоминании патриарха Московского формулировку "великого господина и отца нашего", но при этом не упоминались имена признавших раскольническую украинскую церковь патриарха Константинопольского, а также предстоятелей Элладской, Кипрской и Александрийской православных церквей. А 27 мая Собор Украинской православной церкви принял изменения в устав, которые, как было объявлено, делают УПЦ независимой (от Московского патриархата), а также выразил несогласие с позицией патриарха Кирилла по поводу происходящего на территории Украины.Кстати, попытки Константинопольского патриарха зайти на каноническую территорию Московского патриархата начались сразу после распада Советского Союза. И первой жертвой в 1992 году стала Эстонская православная церковь.Сейчас на территории балтийской республики сосуществуют две юрисдикции: Эстонская православная церковь (ЭПЦ) Московского патриархата и Эстонская апостольская православная церковь (ЭАПЦ) Константинопольского патриархата. Обе заявляют о своей автономии, но при этом не признают автономный статус друг друга.Официальный Таллин с самого начала благоволил структурам, отделившимся от Москвы: именно они получили практически все церковное имущество, конфискованное в годы советской власти. ЭПЦ МП (в составе которой более 85 процентов православного населения Эстонии) была лишена этих имущественных прав, а потому в большинстве случаев сегодня вынуждена арендовать у государства те храмы, в которых уже много лет совершает богослужения. Такова, увы, не очень благостная картина церковной жизни страны.Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.
https://lt.sputniknews.ru/20230107/pravoslavnaya-tserkov-v-litve-obvinila-mera-vilnyusa-v-razzhiganii-rozni-26174819.html
https://lt.sputniknews.ru/20230106/bezbozhniki-litvy-ukazyvayut-pravoslavnym-kakomu-bogu-molitsya-26170857.html
https://lt.sputniknews.ru/20221207/vopros-o-statuse-samoupravlyaemoy-tserkvi-v-litve-rassmotrit-vysshiy-organ-rpts-25695293.html
https://lt.sputniknews.ru/20221129/pravoslavnaya-tserkov-v-litve-obvinila-premera-v-dezinformatsii-25513391.html
литва
украина
Sputnik Литва
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Владимир Матвеев
https://cdnn1.lt.sputniknews.com/img/511/82/5118239_506:163:765:422_100x100_80_0_0_53111450f863da7006102efd3298ee2d.jpg
Владимир Матвеев
https://cdnn1.lt.sputniknews.com/img/511/82/5118239_506:163:765:422_100x100_80_0_0_53111450f863da7006102efd3298ee2d.jpg
Новости
ru_LT
Sputnik Литва
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.lt.sputniknews.com/img/1106/37/11063705_69:0:2798:2047_1920x0_80_0_0_ac38cbfc80c43d63c2cc63d8d2462903.jpgSputnik Литва
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Владимир Матвеев
https://cdnn1.lt.sputniknews.com/img/511/82/5118239_506:163:765:422_100x100_80_0_0_53111450f863da7006102efd3298ee2d.jpg
колумнисты, литва, церковь, религия, общество, православие, православные, украина
колумнисты, литва, церковь, религия, общество, православие, православные, украина
По киевскому сценарию: раскольники в Литве хотят томоса от Константинополя
17:34 20.02.2023 (обновлено: 17:40 20.02.2023) Шайку раскольников, изгнанную из Литовской православной церкви, взял под свое покровительство Константинопольский патриархат. Но создать "полноправную" новую лжецерковь, как это удалось на Украине, пока проблематично
Под Православную церковь Литвы, пока еще находящуюся в лоне Московского патриархата, заложили, фигурально выражаясь, бомбу. Пятеро молодых (по меркам служения) священников возомнили себя выразителями идей и мыслей всей ПЦЛ с многовековой историей.
Примечательно, что шайку раскольников возглавил самый молодой из пятерки — священник Гинтарас Сунгайла. Общеобразовательную школу закончил в 2010 году, а в сан священника был рукоположен митрополитом Виленским и Литовским Иннокентием лишь пару лет назад. До этого в 2019 году закончил обучение в православной семинарии и — внимание — Литовском университете Витаутаса Великого. То есть молодой человек идейно (по поводу "независимости" Литвы) был подкован основательно.
В кулуарах ПЦЛ священники давно слышали из уст Виталия Моцкуса и Гинтараса Сунгайлы раскольнические намеки, что надо бы отделяться от Московского патриархата по украинскому сценарию. Мол, не хотим ничего общего иметь с "москалями-варварами". А после 24 февраля 2022 года к вышеуказанным персонажам добавился и священник-франт Владимир Селявко, а также Виталис Даупарас и Георгий Ананьев.
Они демонстративно стали нарушать канонический порядок служб — перестали поминать во время служения Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. А когда руководство ПЦЛ в лице митрополита Иннокентия и епископа Амвросия деликатно указало своевольникам на недопустимость подобного нарушения канонов, они побежали через СМИ жаловаться литовским властям. То есть по всем канонам Церкви совершили клятвопреступничество. А после долгих душевных бесед и увещеваний со стороны руководства ПЦЛ сначала были "запрещены во служении", а затем и вовсе лишены священнического сана.
Дальше раскольники побежали жаловаться на притеснение уже в Константинополь к патриарху Варфоломею, который ранее выдал томос об автокефалии неканонической украинской церкви во главе с "митрополитом" Епифанием, рукоположенным "патриархом" Филаретом, преданным анафеме в 1997 году. Анафему (отлучение от церкви) Филарета, кстати, признал и сам Варфоломей. Но, забыв об этом, он в январе 2019 года выдал томос украинским раскольникам из ПЦУ.
Сегодня этот фортель пытаются провернуть в Литве. Пятерка раскольников, ссылаясь на якобы "верховенство" Варфоломея над всем мировым православием, подала апелляцию в Константинопольский патриархат. И тот, обрадовавшись, что в очередной раз можно сделать гадость Московскому патриархату, с удовольствие подмахнул "маляву" для литовской шайки.
"После тщательного изучения рассматриваемых дел было установлено, с одной стороны, что они были окончательно осуждены своей церковной властью, которая вынесла приговоры, а с другой стороны — что причины, по которым были вынесены эти приговоры, были основаны абсолютно не на церковных критериях, а на справедливом несогласии вышеупомянутых клириков с войной в Украине. По этой причине Его Всесвятейшество, рассмотрев эти апелляции в последней инстанции, рекомендовал Святейшему и Священному синоду отменить наложенное на них прещение лишением сана и восстановить их в их бывших церковных степенях, что и было единогласно решено", — цитируют СМИ выдержку из коммюнике Константинопольского патриархата, опубликованного на официальном сайте.
Там же сказано, что Константинополь вернул в священный сан пятерых извергнутых из него литовских православных и включил их в число служителей патриархата. То есть они теперь подчиняются Константинополю, а речи о Православной церкви Литвы пока нет.
Дело в том, что в пятерке раскольников нет ни одного монаха. А предстоятелем церкви может стать только монах саном не ниже епископа, а получить такой статус ой как непросто. Для этого надо сначала стать рядовым монахом — доказать верность служению Церкви своим смирением и послушанием. Затем — саны иеромонаха (священника), игумена, архимандрита. И только пройдя эти ступени, можно стать епископом, архиепископом, митрополитом и патриархом одной из 18 автокефальных (независимых) православных церквей.
На Украине раскольническую церковь удалось учредить благодаря Филарету, который был "законным" митрополитом Русской православной церкви и даже одним из претендентов на патриарший престол. Но "не вынесла душа" митрополита, когда патриархом Московским и всея Руси был избран Алексий Второй — и он подался в раскол, доведший его до анафемы. Об этом много уже сказано и написано.
А вот среди монахов Свято-Духова монастыря Вильнюса не нашлось "местного иуды", который соблазнился бы епископальным посохом. Видимо, теперь кандидата будут искать в Константинопольских палатах. А пока что пятерка новоиспеченных варфоломеевцев озабочена поиском помещения для проведения своих обрядов. Видимо, изучают украинский опыт по силовому захвату храмов канонической ПЦЛ.
Мечта Запада — раскол всемирного православия
Уже давно понятно, что война Запада против России — это еще и война против мирового православия, моральным и духовным лидером которого является Московский патриархат. И это при том, что по всем канонам Константинопольского патриарха поминают первым в списке предстоятелей 18 автокефальных православных церквей.
А издание "Православный мир" напоминает, что еще в мае прошлого года, перечисляя, как принято, предстоятелей поместных православных церквей, предстоятель канонической Украинской православной церкви митрополит Онуфрий называл патриарха Московского и всея Руси Кирилла третьим после патриархов Антиохийского и Иерусалимского, как делают главы автокефальных церквей.
"Святейшие православные патриархи: Антиохийского Иоанна, Иерусалимского Феофила, Московского и всея Руси Кирилла, Грузинского Илию, Сербского Порфирия, Румынского Даниила, Болгарского Неофита, блаженнейшие архиепископы и епископы: Албанского Анастасия, Польского Савву, Чешских земель и Словакии Ростислава, Американского и Канадского Тихона… да помянет Господь во Царствии Своем всегда, ныне и присно и веки веков", — возгласил митрополит Онуфрий во время Великого входа.
Правда, Онуфрий пропустил принятую ранее при упоминании патриарха Московского формулировку "великого господина и отца нашего", но при этом не упоминались имена признавших раскольническую украинскую церковь патриарха Константинопольского, а также предстоятелей Элладской, Кипрской и Александрийской православных церквей. А 27 мая Собор Украинской православной церкви принял изменения в устав, которые, как было объявлено, делают УПЦ независимой (от Московского патриархата), а также выразил несогласие с позицией патриарха Кирилла по поводу происходящего на территории Украины.
Кстати, попытки Константинопольского патриарха зайти на каноническую территорию Московского патриархата начались сразу после распада Советского Союза. И первой жертвой в 1992 году стала Эстонская православная церковь.
Сейчас на территории балтийской республики сосуществуют две юрисдикции: Эстонская православная церковь (ЭПЦ) Московского патриархата и Эстонская апостольская православная церковь (ЭАПЦ) Константинопольского патриархата. Обе заявляют о своей автономии, но при этом не признают автономный статус друг друга.
Официальный Таллин с самого начала благоволил структурам, отделившимся от Москвы: именно они получили практически все церковное имущество, конфискованное в годы советской власти. ЭПЦ МП (в составе которой более 85 процентов православного населения Эстонии) была лишена этих имущественных прав, а потому в большинстве случаев сегодня вынуждена арендовать у государства те храмы, в которых уже много лет совершает богослужения. Такова, увы, не очень благостная картина церковной жизни страны.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.