Трех миллионов не осталось. Так ли счастливы оставшиеся в Литве

© Sputnik / Владислав АдамовскийЗаснеженная набережная в Вильнюсе
Заснеженная набережная в Вильнюсе - Sputnik Литва, 1920, 12.03.2022
Подписаться
По данным Департамента статистики Литвы, на начало года в Литве проживало два миллиона 795 тысяч постоянных жителей. Это на 15,8 тысячи меньше, чем год назад
Также сообщалось, что в прошлом году в Литве было самое низкое число рождений за более чем 60 лет, с тех пор, как начала собираться подобная статистика. Сотрудники Центра социальных наук Литвы предупредили, что не только резкое снижение рождаемости, но и резкий рост смертности может повлиять на беспрецедентное негативное изменение численности населения. А еще социологи предупреждают об ухудшении эмоционального состояния людей.
В 2021 года родилось 24,6 тысячи младенцев и на 1000 населения приходилось 8,8 родов. В 2021 году умерло 47,9 тысячи человек, что на 10,1 процента больше, чем в 2020-м.
В 2021 году в Литву вернулись жить 17,8 тысячи граждан Литовской Республики, что на 14,4 процента меньше, чем в 2020-м.
В 2021 году Литву в поисках счастья за границей покинули 28,4 тысячи человек постоянного населения страны, что на 22,9 процента больше, чем в 2020-м.
Проспект Гедиминаса в Вильнюсе - Sputnik Литва, 1920, 09.02.2022
Литва потеряла сотни населенных пунктов за десятилетие
Например, за последние двадцать лет население Кедайняя резко сократилось – почти на 18000 человек. Рождаемость снизилась, а число пожилых людей, живущих дольше, значительно увеличилось. Данные о том, что Кедайняй быстро сокращается и стареет, опубликовал Департамент статистики Литвы, обобщивший информацию, полученную в ходе переписи населения республики, проведенной в прошлом году.
Безжалостная статистика показывает, что в настоящее время в Кедайняе проживает 23 тысячи 461 житель, тогда как в 2001 году их было почти на десять тысяч больше. Рождаемость резко упала. За двадцать лет количество детей в возрасте от нуля до четырех лет в Кедайняе сократилось вдвое – с 1686 детей, родившихся в 2001 году, до всего 839 детей, родившихся в 2021-м.
Стремительно растет число долгожителей. Хотя рождаемость и число детей в Кедайняе и в районе снижаются, статистические данные по пожилым людям показывают, что их становится больше. Этот город в центральной Литве стремительно стареет.
Демография Кедайняя красноречива и показательна. В Литве не осталось трех миллионов. А те, кто остался, не чувствуют себя счастливыми и нужными. Мониторинг психологического климата, проводимый Центром исследований человека и Baltijos tyrimai с 2008 года, показывает, что гражданственность населения снижается, пессимизм и отчуждение растут. Это вызывает все большую озабоченность у исследователей. Больно ли от этого правящей литовской элите?
Утверждение "Я горжусь тем, что я гражданин Литвы" поддержали 76,7 процента, хотя в 2019 году таких было 85,3 процента. С утверждением "Я чувствую, что могу влиять на жизнь общества" в 2019 году согласились 23,2 процента, а в конце 2021-го – уже всего 18,1 процента.
Психолог Гинтарас Хоментаускас считает, что в обществе снова доминирует пессимизм. С утверждением "Будущее мне видится безрадостным" в 2019 году согласились 34,9 процента, а в 2021-м – уже 45,7 процент. Столько пессимистов было зафиксировано только с 2009 по 2012 год, во время экономического кризиса.
Прохожие на улице в Вильнюсе - Sputnik Литва, 1920, 16.01.2022
Пушков отнес Литву к числу "вымирающих" соседей России
Это не просто психологический показатель. Пессимизм сильно влияет на социальную и экономическую активность людей. Ведь никто не хочет начинать новый бизнес, делать карьеру в Литве, рожать детей, если будущее не сулит ничего хорошего. А в наши дни мы едва успеваем отслеживать информацию о дорожающих продуктах, топливе, газе и электричестве.
В стране фиксируется рекордная инфляция. В декабре прошлого года годовая инфляция в Литве была второй по величине в Европейском союзе. Департамент статистики сообщил, что в январе она составила 12,2 процента, что является самым высоким показателем с 2008 года. Экономисты говорят, что потребительские цены продолжат расти.
Индекс потребительского доверия, который измеряет восприятие людьми собственного экономического положения и перспектив страны, в конце прошлого года стал отрицательным и продолжает неуклонно снижаться. В январе было минус пять процентов. Это самый низкий показатель с июня 2020 года, когда Литва начала восстанавливаться после первых месяцев карантина из-за пандемии COVID-19.
Наихудшее настроение у людей было в конце 2009 года. Наилучшие показатели были достигнуты в марте 2007-го, когда индекс потребительского доверия был на 13 процентов выше нуля.
Аналитики сайта Pricer.lt подсчитали, что цена картофеля в магазинах при сравнении января 2021 года с январем этого года выросла на целых 183 процента! Самое дешевое подсолнечное масло подорожало почти на 52 процента, простой черный хлеб – на 40 процентов и творог на 35 процентов.
По данным Департамента статистики, гречневая крупа в январе подорожала на 16,5 процента. Но в магазинах покупатели видят куда более драматичную картину – удвоение цены. Еще в декабре 800-граммовая упаковка самой дешевой гречневой крупы стоила около одного евро. Теперь нужно заплатить около двух евро. Но, как говорится, не хлебом да крупой живы будем.
Отчуждение людей значительно возросло за два года. "Несомненно, этому способствовали непоследовательные инструменты управления пандемией COVID-19 и их коммуникация, что привело к общественному противостоянию. Государственные учреждения по-прежнему не учитывают социальную психологию при принятии решений и тем самым наносят ущерб обществу и собственной репутации", – заявил журналистам руководитель Центра исследований человека Хоментаускас.
Прохожие на улице в Старом городе Вильнюса - Sputnik Литва, 1920, 28.12.2021
Пакуют чемоданы: из Литвы за десятилетие уехали сотни тысяч жителей
Руководитель компании по исследованию рынка и общественного мнения Baltijos tyrimai Раса Алишаускене уверяет, что за два года пандемии доверие общества ко многим общественным институтам упало. По ее словам, усиливается фрагментация общества и разделение на "своих" и "чужих". Такие тенденции делают литовское общество все более уязвимым. Особенно в условиях горячей геополитической ситуации. Однако на нервах людей продолжают играть. Теперь и к "войне".
Сколько еще литовское правительство будет действовать людям на нервы? Последствия военной истерии – стресс, напряжение людей. Внушает страх перед отправкой своих детей на военную службу, побуждает к мысли о срочной эмиграции…
Сегодня степень раздробленности литовского общества несравненно больше и серьезнее, чем во времена импичмента президенту Роландасу Паксасу или событий в Гарляве. Возьмет ли на себя ответственность политическая элита, правящая Литвой? Поможет ли Америка элите и литовскому народу?
А вот в самих США ситуация гораздо драматичнее: почти половина населения не верит в легитимность действующего президента Джо Байдена. Ситуация там еще более пугающая, чем в Литве. В Литве пока не так драматично. Но отчасти это отражение того же явления.
Фрагментация, отчуждение, недоверие и противостояние политической элите происходят не только в Литве, но и в других западных странах. Происходит очень серьезный и принципиальный прорыв эпохи. В Литве мы являемся маленькой деталью этого прорыва. Однако литовское правительство и "прозорливые" политологи упорно не желают видеть и признавать меняющуюся реальность.
Правящая элита Литвы видит в людях, выражающих недовольство, лишь толпу. Смотрит на них очень примитивно, без понимания серьезности ситуации, без попытки вникнуть в суть. Если отношение не изменится, возможны худшие сценарии.
При военных действиях такая раздробленность литовского общества, такое психологическое состояние снижают способность общества противостоять любому давлению извне. Особенно резко снижается способность противостоять так называемым гибридным угрозам.
Литовская политическая элита своими руками создает себе врагов. Если люди маргинализированные, обиженные, злые и недовольные, может ли такая элита ожидать, что эти люди придут защищать Сейм? Защищать такую ​​"свою" власть?
Есть другой сценарий. Не менее драматичный для действующей власти и связанный с политическим ландшафтом страны. Некоторые люди, которые чувствуют себя обиженными или разгневанными, разочарованными и недовольными, раньше не ходили на избирательные участки, и их голоса на парламентских выборах 2024 года могут привести к коренным изменениям.
Ведь может быть и так, что недовольных окажется большинство. Когда оно реально придет к власти, нетрудно представить, что тогда произойдет. Все те, кто демонизирует, маргинализирует и всячески предлагает обращаться с настоящим как бы меньшинством, сами станут меньшинством. Литва может столкнуться с тяжелыми последствиями. Все это нынешняя политическая элита создаст сама.
Увольнение сотрудника - Sputnik Литва, 1920, 22.10.2021
Миграционный кризис в Литве
Эксперты в Литве увидели "величайшие таланты" и "спасение" в мигрантах
Те, кто сегодня у власти, должны выяснить намерения недовольных. Изучить и учитывать статистику, демографию, социологические исследования экономических показателей, перестать разжигать военную пропаганду и посмотреть в зеркало без высокомерия. Если это еще возможно.
Толпы людей, собравшихся на митинги и пикеты, считают себя борцами с серьезным злом. Среди них есть как люди с высшим образованием, так и обычные люди, которые, наверное, впервые в жизни задумались о таких вещах, как демократия. О самоуважении.
Когда знакомитесь с их точкой зрения, понимаете, что эти люди просто по-другому видят реальность. И делайте это искренне. И их аргументы логичны. Когда вы углубляетесь в перспективу их видения, легко понять, почему они это делают, почему принимают это как моральный долг. Даже под очень сильным психологическим давлением, вплоть до насилия. И это их закаляет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Лента новостей
0