Юрист Ковальскис: у литовских националистов настоящая каша в умах

© Sputnik / Алексей СтефановЛитовский юрист и общественный деятель Йонас Ковальскис
Литовский юрист и общественный деятель Йонас Ковальскис - Sputnik Литва, 1920, 29.10.2021
Подписаться
Эксклюзив
В эксклюзивном интервью юрист и активист левого движения Йонас Ковальскис рассказал, что пока сажали оппозиционеров, литовские националисты довольно потирали руки, но теперь взялись и за них
Могут ли в европейской демократической стране уволить с госслужбы за политические взгляды? Конечно, нет. В этом был уверен ведущий юрист Государственного фонда социального страхования Йонас Ковальскис, когда в свободное от работы время занимался политической деятельностью.
Вместе с Альгирдасом Палецкисом в 2008 году он баллотировался в Сейм от "Социалистического народного фронта", но партия в парламент не прошла. А потом начались гонения на "фронтовиков". Палецкиса подловили на фразе про события 13 января 1991 года "сейчас выясняется, что свои стреляли в своих" и начали уголовное преследование (позже вообще сделали "российским шпионом" и присудили шесть лет тюрьмы), а юриста Ковальскиса неожиданно уволили с работы с формулировкой "был невежлив".
"Я 17 лет проработал в фонде без единого нарекания, был одним из лучших сотрудников в ведомстве, а тут за месяц меня трижды обвиняли в невежливом обращении и уволили. Это уникальный случай для Литвы – за такое ни до меня, ни после меня не увольняли. Я оспорил данное решение, суд признал увольнение незаконным. Но я во второй раз стал уникальным – фонд проигнорировал решение суда и не восстановил меня в должности. И вот уже десять лет меня никуда не берут, поэтому работаю дома, оказываю юридические консультации частным образом", - рассказывает Ковальскис.
Литовский оппозиционный политик Альгирдас Палецкис на митинге - Sputnik Литва, 1920, 28.10.2021
Преследование Альгирдаса Палецкиса и его сторонников в Литве
Суд в Литве отклонил просьбу Палецкиса об отстранении прокурора

Даже националисты стали неугодны власти

"Сегодня в Литве все усугубилось. Теперь уже и те, кто долгое время был в некоторой безопасности, занимал одобрительную позицию по отношению к власти, испытал на себе, что бывает, когда только пытаешься сказать что-то против верхушки страны. Когда нас 10-12 лет назад преследовали за инакомыслие, называли "ватниками" и агентами Кремля, никто не обращал на это внимания. Но теперь круг расширился. Даже те, кто распространяет умеренный национализм, сегодня попали под пресс власти – они посмели усомниться в ее легитимности!", - говорит Йонас Ковальскис.
Он смеется, что теперь на них клеят ярлыки "ватник" и "рука Кремля". И эти люди почувствовали опасность. Дошло до того, что генпрокуратура Литвы даже возбудила уголовное дело о призывах к госперевороту в отношении организатора знаменитого антиковидного митинга 10 августа - учительницы литовского языка Астры Астраускайте. А уличить ее в любви к России и русским ни при каких обстоятельствах не получится – женщина известна своими русофобскими высказываниями.
"Первый звоночек был, когда либералы начали проталкивать подписание Стамбульской конвенции под видом защиты прав женщин, а на самом деле продвигали узаконивание однополых браков, - продолжает собеседник. – Вот тогда умеренные литовские националисты начали протестовать. Правда, их ура-патриотические, идеологические убеждения тормозят процесс. И когда власти обвиняют их в симпатиях к России, Белоруссии, эти люди сразу теряются".
Председатель Союза свободы Литвы, бывший мэр Каунаса Витаутас Шустаускас - Sputnik Литва, 1920, 27.10.2021
"Литва, как собака, гавкает на Россию": интервью экс-мэра Каунаса Sputnik
Врагами литовской власти стали уже не только левые, коммунисты, пацифисты, но даже те, кто еще недавно прославлял военных преступников, поясняет активист. "Раньше было достаточно спеть гимн, помахать флагом – и ты свой, сейчас этого недостаточно – не спасет от гнева".
"Забавно, но пришедшие на смену нам недовольные граждане порой даже не понимают, откуда идут угрозы. Они все еще готовы интуитивно обвинять Москву во всех бедах. Даже тогда, когда Россия выступает против пропаганды ЛГБТ и против ущемления прав и свобод человека, и националисты думают точно также, они все равно машинально считают, что все зло идет с Востока. И в нелегальной миграции тоже винят Кремль. Не могут смириться с мыслью, что плохое может приходить из обожествляемого ими Запада. Это настоящая каша в умах", - отмечает Ковальскис.
Он говорит, что эти умеренные националисты не могут смириться с мыслью, что их, "правильных бюргеров", вдруг ставят в один ряд с врагами народа.

Любой комментарий в сети может стать уголовной статьей

В отличие от однопартийцев, Ковальскису, можно сказать, повезло – его не задерживали, не арестовывали и даже обыски у него дома не проводили. Но с полицией столкнуться пришлось.
"Как-то на 9 мая я поместил у себя на странице в Facebook орден Красной звезды и поздравил друзей с праздником. Мой отец - участник войны, я считаю, что это была действительно огромная победа советского народа. Но нашлись доброжелатели, написали на меня заявление. Ко мне приехала полиция – двое молодых людей. Мы поговорили, я им рассказал историю ордена Красной звезды, пояснил, что для меня значит этот праздник. На том все и закончилось. Хотя одна журналистка в газете Lietuvos Rytas все равно злорадно соврала, что у меня в доме прошел обыск", - машет рукой Ковальскис.
Было и еще одно заявление в полицию после очередного поста в соцсети, но в тот раз все ограничилось беседой с полицейским по телефону. Правда, Ковальскису терять уже нечего. А вот его приятель - руководитель одного из районов, был уволен с работы за безобидный пост в Facebook, в котором он, как человек, прошедший срочную службу в Советской армии, посмел поздравить своих друзей с 23 февраля.
Литовский активист Андрюс Лобовас - Sputnik Литва, 1920, 28.10.2021
Бунтарь Лобовас: моя цель – стать президентом Литвы
"Он пишет мне: надо обжаловать это решение, ведь никаких оснований для увольнения нет. И в Трудовом кодексе о подобном ни слова. Но что можно сделать при этой власти? Так и остался человек без работы", - вздыхает собеседник.
"Да, цензуры, как в Советском Союзе, больше нет. Но вместо этого появился цензор пострашнее – внутренний. Все уже понимают, что можно писать, а что нельзя. За что может прилететь наказание, появиться какая-то негативная реакция. А она бывает самой разнообразной: человека могут задушить экономически, ограничить в правах, лишить возможности заниматься какой-то деятельностью".
Ковальскис возмущается, что сегодня в Литве, прежде, чем принять человека на работу, особенно на госслужбу, работодатель изучает не его послужной список, опыт, не интересуется знаниями и опытом, а просматривает страницы в соцсетях, уточняет отношение к власти, спрашивает рекомендации бывших работодателей.
Митинг перед зданием государственного телевидения и радио в Вильнюсе - Sputnik Литва, 1920, 29.10.2021
Фото
"Кладбище свободы слова": в Вильнюсе прошел митинг перед зданием LRT
Лента новостей
0