Зима покажет, есть ли газ: что ждет энергетику Великобритании?
18:07 04.10.2021 (обновлено: 18:08 04.10.2021)
© Photo : Unsplash / Anthony DELANOIXЛондон, архивное фото
© Photo : Unsplash / Anthony DELANOIX
Подписаться
Проблемы, которые испытывает в настоящее время энергетика Великобритании, начались далеко не в этом году. Ошибки накапливались десятилетиями, и если охарактеризовать их причину коротко, то это должно звучать как "головокружение от успехов"
Успехов было много, причем совершенно неожиданных, позволявших с легкостью проскальзывать сквозь проблемы, которые оказались настоящим потрясением для многих других стран.
Напомню, что один из двух основных сортов нефти, Brent, свое название получил по названию одноименного гигантского месторождения Brent на шельфе Британии. Открыто оно было в 1971 году, три года ушло на подготовку к его освоению, и в 1975-м, когда весь Запад только-только пытался оправиться от мирового кризиса нефти, 18 июня в устье Темзы состоялась торжественная церемония — британский министр энергетики Веджвуд открыл заслонку для первого потока нефти Северного моря. В конце 1975-го этот поток стал обильнее — началась разработка Фортис, еще одного крупного месторождения на шельфе Англии. Когда Европа вынуждена была разрабатывать антикризисные меры, тогдашний премьер Великобритании Гарольд Вильсон мог позволить себе шутку о том, что после отставки с поста он был бы не прочь поработать президентом ОПЕК.
А открытия углеводородов в британском секторе Северного моря продолжались одно за другим, причем не только нефти, но и природного газа. Не самые большие глубины, минимальные расстояния, в разы меньшая нагрузка на инфраструктуру острова в сравнении с угольной отраслью… Чем это завершилось для горняков Британии, наш портал уже писал:
А политикам Англии резкий рост объемов добычи газа дал возможность встать во главе курса на декарбонизацию энергетики – есть подозрение, что именно тут этот термин и был придуман. Но у Тони Блэра, который в 2006 году заговорил о необходимости развития в стране еще и атомной энергетики, имелись на то весомые основания.
Особенности атомной энергетики Великобритании
Природный газ – энергетический ресурс, имеющий собственную специфику, не зависящую от политиков и проводимого ими экономического курса. Обеспечение им всех потребителей невозможно организовать качественно и надежно без использования подземных хранилищ газа – ПХГ являются единственным "инструментом" для сглаживания неравномерного потребления голубого топлива. Есть определенные нормативы, только выполнение которых позволяет говорить о надежной энергообеспеченности: активный объем ПХГ должен составлять порядка десяти процентов от общего объема потребления. Объем потребления газа в России – около 700 миллиардов кубометров, активный объем ПХГ "Газпрома" – 73 миллиарда кубометров. А вот у Англии с этим нормативом – огромная проблема, поскольку геологическое строение острова не позволяет обустроить ПХГ в нужном объеме.
Отдадим должное английским газовых дел мастерам – они смогли создать ПХГ Rough активной емкостью 2,8 миллиарда кубометров на месте выработанного морского месторождения. Звучит немного фантастически – уникальный объект. Однако даже такое инженерное чудо не решало проблему полностью: при объеме потребления в 70 миллиардов кубометров газа в год объем английских ПХГ составлял только 4,2 миллиарда кубометров активной емкости. Потому предложение Блэра было совершенно логичным и верным: если на АЭС возложить решение задачи по обеспечению электроэнергией, то большую часть газовых электростанций можно сосредоточить на производстве энергии тепловой. Подобный пример в Европе имеется: во Франции 75 процентов электроэнергии вырабатывают ее АЭС, а для обеспечения теплом стране вполне достаточно газовых электростанций.
Но одно дело заявить, что "Англии требуется атомная энергетика нового поколения", и совсем другое – попытаться разработать и реализовать подобную программу. Атомная отрасль Великобритании фантастична: за полвека эта страна от законодателя мод сумела скатиться в аутсайдеры. Напомню, что именно в Англии в 1956 году была построена АЭС №2 – всего через два года после начала работы в Обнинске АЭС №1 сама королева приняла участие в торжественном открытии первого энергоблока АЭС "Колдер Холл" мощностью 49 мегаватт. Собственная оригинальная разработка – газоохлаждаемый реактор (охлаждение углекислым газом) "Магнокс", относительно недорогая цена, в считанные годы таких реакторов было построено 26 штук, мощность каждого нового постепенно увеличивалась. Но это были реакторы первого поколения со всеми проблемами в области безопасности, и английские атомщики уверенно довели собственную технологию до уровня второго поколения. AGR, Advanced Gas-cool Reactor – так называются английские реакторы второго поколения, которые начали строить в 1962 году. Но к середине 1970-х выяснилось, что технология оказалась тупиковой – использование графита в качестве замедлителя не позволяет решить целый ряд принципиальных проблем. Окончательно убедившись в этом, правительство Британии совершило невообразимый маневр: не только не была создана государственная программа разработки новых типов реакторов — началась приватизация атомной энергетики как государственного сектора экономики.
"Газовая пауза" продолжительностью 25 лет привела к неизбежным результатам: из отрасли постепенно ушли профессионалы, машиностроительные заводы перестали интересоваться подобного рода заказами. Описывать эту драму можно долго, но в этот раз просто зафиксируем конечный результат. Все атомные энергоблоки принадлежат и управляются компанией EDF Energy, британскому филиалу французской государственной энергетической компании. Из них 13 блоков должны прекратить работу до 2028 года, после чего "в строю" останется единственный блок на АЭС "Сайзвел Б", где работает реактор PWR, французами и построенный, – его срок эксплуатации завершается в 2038 году. Хорошо или плохо такое положение дел – пусть думают в Великобритании.
Разумеется, вся эта ситуация была прекрасно известна и Блэру, и его последователям на премьерском посту. Единственно возможным вариантом оставалось "приглашение варягов", то есть проведение международных тендеров в надежде, что придут квалифицированные команды, способные справиться со строительством реакторов поколения III+. Но при этом был сделан еще один потрясающе мощный ход: правительство Британии отказалось прислушиваться к Rolls-Royce, которая призывала подписать договор о сотрудничестве с "Росатомом". Если кто-то удивлен, при чем тут эта компания, спешу напомнить, что легковые автомобили для нее просто "ширпотреб", поскольку основное направление ее деятельности – двигатели атомных подводных лодок, разработкой и строительством которых Rolls-Royce занимается более полувека.
В тендерах, которые объявляло правительство Великобритании, кто только не участвовал – компании американские, японские, китайские, французские. Итог известен: в настоящее время все та же EDF строит два энергоблока на базе реактора EPR-1600, в проектной компании 30 процентов принадлежит китайской CGN – ни у англичан, ни у французов нет ни финансовых ресурсов, ни компетенций для такого строительства. Самостоятельно французы начали строить EPR в Финляндии в 2004 году и у себя дома в 2007-м – строительство продолжается, а вот в Китае АЭС "Тяйшань" в составе двух блоков EPR-1600 уже введена в эксплуатацию. Есть надежда, что та же франко-китайская команда сможет начать строительство еще на двух площадках, но уверенно говорить об этом нельзя – политические отношения Англии и Китая с каждым годом становятся все более напряженными. Если планы EDFудастся реализовать, то в 2026 году Англия получит 3,5 гигаватта атомной мощности, но это никак не компенсирует вывод из эксплуатации 13 блоков общей мощностью восемь гигаватт.
О газовой отрасли Британии или "ничто не вечно под Луной"
Проблемы, возникшие в атомной энергетике, как выяснилось, были для Британии только началом смены белой полосы на черную. С начала века прекратились открытия газовых месторождений, объем добычи на имеющихся медленно, но верно начал сокращаться. В 2005 году объем потребления газа в этой стране превысил объем собственной добычи – из числа поставщиков газа Англия превратилась в импортера. К нынешним временам Англия из 75-80 миллиардов кубометров необходимого ей газа импортирует около 35 миллиардов кубометров, и эта тенденция только нарастает. Два газопровода, по которым ранее Британия поставляла газ в материковые страны ЕС, работают уже в обратном режиме, и, кроме того, Англия стала крупнейшим импортером СПГ в Европе.
Ситуация с ПХГ и необходимость такого объема импорта – уже проблема, а в 2018 году она выросла до критического уровня. В 2015-м выяснилось, что из ПХГ Roughначалась утечка метана, и никакие попытки справиться с этой проблемой результата не дали, в 2018 году Roughбыло закрыто. Итог удручает: при потреблении от 75 до 80 миллиардов кубометров объем ПХГ не превышает 1,5 миллиарда кубометров. Тут вариантов по минимуму: или работать, что называется, "с колес", или договариваться об аренде ПХГ с материковыми странами. Выбран был вариант №2, вот только теперь, после Brexit, и с ним не просто.
Энергетические морские кабели в помощь несостоявшемуся Борею
Сложно сказать, является ли упрямство национальной чертой жителей Англии, но все эти годы программа сворачивания угольной отрасли не прекращалась. По итогам 2019 года доля угольной генерации электроэнергии в Британии составила три процента. Правда, если не только слушать остроумные шутки Бориса Джонсона про Борея, но и присматриваться к куда менее афишированным действиям правительства Англии, можно найти много интересного.
Летом 2021 года предоставлены субсидии трем угольным электростанциям – на восстановление работоспособности блоков и на приобретение необходимого на отопительный сезон угля. В прошлом году была закончена прокладка уже второго энергокабеля под Ла-Маншем – "атомная" электроэнергия Франции стала одной из форм страховки "зеленого курса" Великобритании. Но три гигаватта мощностей этих двух соединений недостаточно, что наглядно показал пожар на вставке постоянного тока 13 сентября, который и стал последней соломинкой, едва не переломившей "хребет верблюда". Именно после этой аварии произошел всплеск уровня стоимости электроэнергии, о котором так много писали и продолжат писать СМИ, при этом, правда, не вдаваясь в подробности.
Основных технических нюансов всего два. Объединенная энергосистема Британии не синхронизирована ни с одной из своих соседок – ни с UCTE, Объединенной энергосистемой Центральной Европы, ни с NORDELL, ОЭС Северной Европы, ни с ОЭС Ирландии. Все поставки электроэнергии в Англию и из Англии осуществляются только через вставки постоянного тока – сложнейшие инженерно-энергетические устройства, которые никогда не "стоят на складе", их всегда разрабатывают индивидуально. Следовательно, пожар 13 сентября на энергокабеле мощностью два гигаватта – это проблема, которую удастся решить в лучшем случае за полтора-два месяца.
Два кабеля, соединяющие ОЭС Англии и Ирландии, в настоящее время просто не работают – морской штиль, разумеется, является штилем и для ветряных электростанций Ирландии. Из пяти морских энергокабелей в работе остаются только два – на один гигаватт из Франции и такой же из Бельгии. Вероятнее всего, именно они и позволили снизить стоимость электроэнергии в Британии после пиковых значений 13-14 сентября, но и установившейся уровень многократно превышает средний. Сообщения о том, что в Англии обанкротились вот уже семь энергообеспечивающих компании, в этой обстановке нужно рассматривать как положительный момент. При недостаточном объеме электроэнергии многочисленность компаний-посредников никакой пользы конечным потребителям не несет – выгоднее, если их будут меньше, но способных нести ответственность за свои действия.
Второй момент тоже очевиден: правительство Англии будет прилагать максимум усилий для того, чтобы в распоряжении появлялись новые и новые энергокабели. В противном случае придется признавать собственные многочисленные ошибки – возвращать в строй угольные электростанции, договариваться с "Росатомом" об экстренном строительстве флотилии плавучих АЭС, соглашаться на любые условия, которые предлагают китайские атомщики. Разумеется, решать предстоит именно политикам Великобритании, а нам с вами остается просто зафиксировать: одно из самых развитых в мире государств сумело довести себя до состояния, когда направленность политики и международного сотрудничества будет определять зимняя погода. Будет зима мягкой – мы увидим одни действия Англии, случатся морозы – все будет иначе. Остается следить за графиком температур над островом и оценивать реакцию правительства Британии – такие теперь удивительные времена.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.