ВИЛЬНЮС, 4 фев – Sputnik. Внешняя политика Литвы ведет к разорению ее собственных граждан, пишет в материале для RuBaltic.ru политический аналитик Александр Носович.
В статье автор отмечает, что литовское правительство не собирается помогать литовцам, которые лишились средств к существованию из-за того, что санаторий Belorus в Друскининкае попал под санкции.
"Трагикомизм ситуации в том, что почти все сотрудники санатория "Беларусь" – граждане Литвы и средств к существованию они лишились из-за собственного государства. <…> И вот после месяца отчаянных усилий включить мозги правительство озвучило дубовое в своей простоте решение. Сотрудники "Беларуси" могут отправляться на биржу труда, причем им лучше и на нее не рассчитывать, а сразу искать работу. Родное государство им в любом случае ничего не должно", – отмечает эксперт.
В материале Носович приводит цитату министра труда и социальной защиты Литвы Моники Навицкене, которая попыталась оправдать действия литовских властей. По ее словам, люди попали в трудную ситуацию не потому, что "в Литве что-то не так", а потому, что учреждение подчиняется "режиму" президента Белоруссии Александра Лукашенко.
"То есть если Литва в разгар экономического кризиса оставляет без источника дохода несколько сотен своих граждан, то в ней "все так"? Если прямым следствием внешней политики Литвы становится уничтожение одного из градообразующих предприятий Друскининкая, то с Литвой явно что-то не так. Не "режим Александра Лукашенко" выставил на улицу 400 граждан Литвы. Это сделала сама Литва", – считает Носович.
Экономист подчеркнул, что история с санаторием показывает, что внешняя политика Литвы является антисоциальной по отношению к литовским гражданам и подрывает социально-экономическую стабильность страны.
По мнению эксперта, аналогичная ситуация может произойти и с работниками "Литовской железной дороги" (ЛЖД) и Клайпедского порта, поскольку Литва теряет белорусский транзит. Кроме того, Вильнюс обсуждает введение санкций против "Беларуськалия". Как заявляет Носович, в случае ухода этого вида грузов Клайпедский порт потеряет треть грузооборота.
"Клайпеда – это порт. Если он обанкротится, город останется без средств к существованию. Если обанкротится "Литовская железная дорога", работу потеряют тысячи людей. Литовская власть своей политикой планомерно ведет дело к уничтожению одного из главных стратегических предприятий и социально-экономической катастрофе в третьем по численности городе в стране. И когда это произойдет, чиновная дама из правительства скажет десяткам тысяч безработных на митинге то же, что она сказала сотрудникам санатория "Беларусь": идите и ищите работу! Родина вам ничего не должна и вообще не надо было работать за белорусские деньги", – пишет автор.
Скандал с санаторием "Беларусь"
Swedbank заморозил счета санатория Belorus в Друскининкае из-за вступления в силу третьего пакета санкций ЕС против белорусских властей, в результате чего сотрудники остались без зарплаты. Многие из них лишились единственного источника доходов.
Сейм Литвы постановил, что литовским компаниям, подпадающим под санкции ЕС, субсидии за простой не выплачиваются. При этом увольняющиеся сотрудники организации могут получить единовременную целевую выплату.
Служба занятости также объявила о прекращении государственной финансовой поддержки, оказываемой в период карантина и экстремальной ситуации санаторию Belorus.
Сотрудники санатория провели уже несколько акций протеста с требованием вернуть им работу и обратились в суд с требованием разблокировать счета учреждения.
Случай с санаторием Belorus – первый в истории Литвы, когда к действующей в стране компании применяются международные санкции.
Переориентация белорусского транзита
Вопрос перенаправления грузов из портов Балтии в российские порты встал после резких заявлений и действий с литовской стороны на фоне ситуации в Белоруссии после выборов президента, на которых победил Александр Лукашенко.
Многие эксперты считают, что если белорусский транзит уйдет из Литвы, то экономика республики существенно пострадает.
Россия и Белоруссия уже давно обсуждают вопрос переориентации грузов из портов стран Балтии на российские. Стороны согласовывают условия и прорабатывают коммерческие вопросы. Если Белоруссия согласится на предложение РФ, то Прибалтика может недосчитаться больших денег.
Ранее премьер-министр Белоруссии Роман Головченко заявил, что соглашение с Россией обеспечит белорусских трейдеров условиями как минимум не хуже, чем в Прибалтике.