27 января 1945 года концлагерь Освенцим в Польше был освобожден. В резолюции от 1 ноября 2005 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций объявила 27 января ежегодным Международным днем памяти жертв Холокоста. Эта резолюция отвергает отрицание Холокоста, осуждает дискриминацию и насилие на религиозной или этнической почве.
"Но как насчет тех помощников? Кто те люди, которые перенимают ужасные идеи? Являются ли они лидерами литовского народа, такими как первый доброволец Казис Шкирпа или Генерал Ветра? А может, Антанас Сметона?" – спрашивает Ракутис.
Ракутис спрашивает, Ракутис отвечает: "Нет, это совершенно другие люди, часто необразованные, которые, как правило, чувствуют себя важными, получив винтовку в руки, иногда серьезно пострадавшие от советских репрессий 1941 года, иногда слепо выполняющие приказы. Они похожи на истребителей".
"Давайте познаем их, давайте разберемся, почему они это сделали", – предлагает Ракутис.
Историк Ракутис добавляет: "В конце концов, среди самих евреев, особенно в структурах самоуправления гетто, не было недостатка в исполнителях Холокоста. Мы должны назвать этих людей вслух и постараться, чтобы такие люди не появлялись снова. Но также чтобы ответить на вопрос о том, каковы были взгляды самих евреев, какие идеи побудили некоторых евреев сотрудничать с советскими властями, занимать важные должности в репрессивных советских структурах. Иногда понимание причин позволяет понять последствия, хотя и не оправдывает действия".
Член Сейма Литвы Ракутис, получив отрицательную оценку за свои комментарии по "еврейскому вопросу", подал в отставку с должности председателя Комиссии Сейма по государственной исторической памяти и борьбе за свободу.
Однако Ракутис не только член Сейма Литвы. Он является доктором гуманитарных наук, профессором. Был проректором по науке и исследованиям Литовской военной академии имени генерала Йонаса Жемайтиса и даже избирался председателем сената академии. Ракутис работал в Министерстве национальной обороны Литвы, был старшим советником Департамента стратегических коммуникаций Вооруженных сил республики. Он награжден орденом Рыцарского креста "За заслуги перед Литвой".
Господин Ракутис не какой-то необразованный рядовой пропагандист. Ракутис даже очень образован. И образовывает необразованных. Даже в системе национальной обороны Литвы. Стратегически. Систематически.
После Холокоста у Литвы не было возможности свести счеты с совестью. В историографии Советской Литвы Холокост замалчивался. Вместо этого акцент был сделан на "преступлениях гитлеровской Германии и буржуазных националистов против мирных советских граждан". Такова была реальность.
Таким образом, поколению современников Холокоста пришлось делать собственные выводы о случившемся. Дети этих людей – поколение, родившееся и повзрослевшее во время ЛССР, – переняли разные взгляды на оценку Холокоста, продиктованные личным отношением их родителей к событиям недавнего прошлого.
После восстановления независимости Литва сделала правильные шаги. Можно вспомнить визит президента Альгирдаса Бразаускаса в Израиль и его извинения перед еврейским народом. Решение правительства Андрюса Кубилюса о реституции имущества. Также можно подчеркнуть, что Литва в настоящее время является одним из самых активных сторонников Израиля в международных делах.
Но правильные шаги нужны не для "хороших международных отношений". Не только из-за них. Нужны ради себя.
За 30 лет Литва не нашла в себе сил вписать в свою коллективную память как можно более ясные ответы о своем отношении как исторической и политической нации к Холокосту.
Литва так и не осудила ни одного палача еврейской нации или виновника Холокоста.
Литва также не дала объективной оценки роли отдельных исторических личностей в совершении геноцида.
Литва не ответила честно на вопрос, почему Холокост в Литве был таким всеобъемлющим, тотальным.
В Литве также есть еще одна дата в память о евреях, погибших во время Холокоста, – 23 сентября. Это День памяти жертв геноцида литовских евреев, когда вспоминают жертв ликвидации Вильнюсского гетто в 1943 году.
Однако всякий раз, когда в Литве речь заходит о Холокосте, все "усложняется", появляются "нюансы" и оттенки серого. И, как говорит Ракутис, "не одна сторона вопроса".
Такой моральный релятивизм позволяет поменять местами жертву и палача и, таким образом отравляя общественное сознание, создать вопрос-допущение: "Что такого должны были сделать евреи, чтобы с ними так поступили?" Более модно было бы сказать: создать такой нарратив.
Нарратив – как если бы геноцид был не проявлением чистейшего зла, а совершением жестокого правосудия за обиды, причиненные в прошлом.
Мы не падем так низко и не опустимся до утверждений о якобы злодеяниях евреев по отношению к литовцам. Это работа Ракутиса. Ведь простая попытка оспорить такой нарратив может еще больше оправдать поиск вины жертв.
Президент Литвы Гитанас Науседа заявил, что слова Ракутиса о Холокосте – досадное недоразумение. Досадное недоразумение. Недоразумение!
"На самом деле, это досадное недоразумение, которое прозвучало в такой памятный день, когда мы все снова кланяемся и вспоминаем о жертвах еврейского народа во время Второй мировой войны", – сказал литовский лидер журналистам.
"Жаль, что от достаточно компетентных и обладающих большой политической ответственностью людей иногда мы слышим такие рассуждения, которые еще больше вредят родственникам жертв, нашим партнерам, поэтому я надеюсь, что будет сделан вывод, что мнение господина Ракутиса не соответствует мнению фракции или Сейма", – добавил президент.
"Я думаю, что было достаточно комментариев и опровержений со стороны лидера партии, тем не менее приносим свои извинения за это недоразумение, и, пожалуйста, не делайте из него поспешных выводов", – сказал Науседа.
Однако Его Превосходительство приносит свои извинения во множественном числе и предостерегает от поспешных выводов. А выводы делать нужно. Необходимо.
Господин Ракутис не единственный создатель нарративов в Литве. Есть более компетентные люди.
Ракутис – один из тех компетентных людей, которые формируют нарратив о новой администрации Центра исследований геноцида и сопротивления жителей Литвы (ЦИГСЖЛ). Тот правильный (нарратив), который в своем комментарии по "еврейскому вопросу" и описал историк-политик Ракутис.
Летом прошлого года в "еврейском вопросе" отличился тогдашний председатель Комиссии Сейма Литвы по государственной исторической памяти и борьбе за свободу Арунас Гумуляускас. Он инициировал постановление Сейма, в котором признавалось, что оккупированный литовский народ не участвовал в Холокосте.
Усилиями того же Гумуляускаса новым руководителем ЦИГСЖЛ был назначен Адас Якубаускас, который быстро созвал общественную комиссию экспертов. Помимо Ракутиса, который в то время еще не был в Сейме, но уже стоял на пути к нему, в этой комиссии появилась яркая группа компетентных людей: бывший глава ДГБ Гедиминас Грина, Ангеле Якавоните, которая участвовала в выборах с СО-ХДЛ, охранник Игнас Станковичюс, представляющий себя экспертом по безопасности, председатель Союза заключенных и депортированных Гвидас Руткаускас.
Этой комиссии компетентных экспертов была поставлена задача помочь доработать миссию ЦИГСЖЛ, модернизировать ее и поднять на более высокий уровень. Поэтому комментарий Ракутиса по случаю Дня памяти жертв Холокоста не случаен. Вот куда направлена очищающая миссия центра. Такой теперь нарратив.
Гумуляускас, один из покровителей нынешней администрации ЦИГСЖЛ, не попал в Сейм, но зато попал Ракутис. Ракутис – член фракции "Союза Отечества – Христианских демократов Литвы" в Сейме.
Вышеупомянутый Станковичюс уже возглавляет отдел стратегического развития и коммуникаций центра. Игнас Станковичюс, бывший заместитель министра национальной обороны, несколько раз объяснял историкам, работающим в ЦИГСЖЛ, что в центре должны работать дальновидные историки, а не историки "с демонстративной докторской степенью". Итак, новые видения, новые нарративы. Но действительно ли они новые?
Излишне говорить, что под руководством Бируте Бураускайте ЦИГСЖЛ был другим. И тогда ощущался неприятный привкус, отделяющий историю от ее идеологизированной версии.
Очень скоро советником Якубаускаса, а на самом деле – фактическим руководителем центра стал публицист Видмантас Валюшайтис. Валюшайтис – новый персонаж Центра изучения геноцида и сопротивления. Но не новичок в "еврейском вопросе".
Валюшайтис не просто советник генерального директора ЦИГСЖЛ. Сейчас доработка и повышение функций центра до более высокого уровня происходит в соответствии с квалификационными требованиями, разработанными Валюшайтисом. Отныне ведутся консультации с историками и формируются направления исследований центра, согласно Валюшайтису.
"В последние пару десятилетий трагедии литовских евреев уделяется особое внимание, поэтому иногда даже кажется, что другие проблемы историографии Второй мировой войны остаются в тени", – пишет Валюшайтис в своем Facebook.
Широкий круг историков неоднократно поднимал вопрос об образовании Валюшайтиса, его субъективности в вопросе сотрудничества литовцев с нацистами. Также из-за его активных усилий по внушению общественности, что Июньское восстание 1941 года и антисоветское сопротивление 1944–1953 годов то же самое. Историки не раз пытались привлечь внимание к демонстративному отказу историка-любителя Валюшайтиса увидеть весь исторический контекст Июньского восстания.
Теперь, в соответствии с новыми внутренними правилами руководства ЦИГСЖЛ, историки центра больше не могут общаться со СМИ без ведома пресс-секретаря центра. Кстати, в центре уже некоторое время работает Далюс Станцикас, у которого тоже нет исторического образования.
Станцикас – полноправный член новой администрации и исполнитель ее политики. Он ответственный за связи с общественностью. Однако он уже "отличился" в истории. Бывшее руководство ЦИГСЖЛ приняло неисторика.
В свое время экс-глава центра Бураускайте и новый министр национальной обороны, консерватор и бывший многолетний заведующий отделом исследований центра Арвидас Анушаускас единогласно выступили в защиту вызвавших ажиотаж высказываний упомянутого "историка" Станцикаса о Йонасе Норейке. О справке, якобы доказывающей мнимое участие Йонаса Норейки в антинациональном движении.
Заявление Станцикаса подверглось критике не только историками со стороны, но и самими учеными центра за отсутствие критического взгляда на источник. И вообще за политизированный подход к организаторам Холокоста.
Сегодня Центр изучения геноцида и сопротивления попал в руки группки радикалов. Эта группка единомышленников лучше историков знает, что ее личные герои с черными (кровавыми!) пятнами в биографиях помогают ей институционально выполнять миссию "защиты истории" и миссию по установлению "правильных нарративов".
Вот чем заканчивается, когда своими руками превращаешь историю в инструмент политики, и за столько лет травмированное общество почти не продвинулось в сторону исцеления. Общество стало отличной приманкой для таких популистов, как Ракутис.
У нас было достаточно возможностей не только в дни памяти жертв Холокоста честно взглянуть на нашу как политического и исторического сообщества коллективную ответственность. Это не сделано. И пока это не будет сделано, молчание и замалчивание продолжают сосуществовать, позволяя демагогам формировать историческое повествование. Нарратив для новых поколений.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.