"Красная книга" Мао
"Малая красная книга", впервые опубликованная в 1964 году в виде сборника цитат и отрывков из различных произведений и речей китайского коммунистического лидера Мао Цзэдуна, охватывает широкий круг тем: от марксистского учения о классовой борьбе до патриотизма, от военной дисциплины до педагогики, от работы с молодежью до работы с женщинами, от философии до методов социологических исследований и так далее. Словом, это своего рода антология мысли Мао Цзэдуна.
Публикация быстро завоевала популярность как в Китае, где через несколько лет началась так называемая Великая пролетарская культурная революция, так и во всем мире, когда появились переводы на другие языки, – и среди различных левых молодежных движений, и среди революционных движений третьего мира, когда маоизм был на гребне волны. В результате "Красная книга", как и образ Че Гевары, стала своеобразным глобальным культурным феноменом.
Хотя некоторые произведения Мао Цзэдуна переведены на литовский язык в советское время (до обострения отношений СССР и Китая), "Малая красная книга" никем в Литве не публиковалась. Затем ее выпустило издательство "Обуолис", занимающееся популяризацией неизвестных широкой публике интересных вещей, и эта книга появилась на его стенде на Вильнюсской книжной ярмарке.
В книге – "преступная" идеология?
В Литве коммунистическая идеология, как и сам Советский Союз, очерняются на государственном уровне. Поэтому ожидать, что появление книги Мао Цзэдуна на таком мероприятии не вызовет сопротивления со стороны некоторых деятелей, было бы наивно. Так и произошло: когда некоторые "праведники" заметили вышеупомянутую книгу, были приглашены представители СМИ, а "эксперт" – профессор Университета Витаутаса Великого Гинтаутас Мажейкис – взялся комментировать предмет перед их камерами.
По его словам, появление "Малой красной книги" на литовском языке, да еще в формате Вильнюсской книжной ярмарки – настоящий скандал, потому что такая литература, если она вообще допускается, не должна представляться без "профессионального", "научного" комментария, суть которого в том, что "коммунизм равносилен нацизму", что представленные здесь тексты пропагандируют "преступную, экстремистскую, тоталитарную (и так далее, и тому подобное) идеологию".
По словам Мажейкиса, издательство "Обуолис" опубликовало книгу из коммерческих – не пропагандистских, не просветительских – соображений. Без каких-либо "экспертных" комментариев. Это означает, что публикация может стать инструментом и других деятелей, особенно тех, кто пропагандирует коммунистическую идеологию. А такую пропаганду нельзя разрешать…
"Демократия", свобода слова и книг
На самом деле в Литве встретить ее не так просто. Идея коммунизма полностью изгнана из публичного пространства. Советское прошлое изображается как период "оккупации" края предполагаемыми варварами и грабителями. В школах насаждается культ послевоенных "лесных братьев", террористов, чьи руки запачканы кровью гражданских, а настоящие герои Литвы забыты.
За критику такой ситуации, и более того – за критику господствующей идеологии и интерпретации истории, особенно истории ХХ века, можно быть привлеченным к уголовной ответственности (например, прошлое дело Альгирдаса Палецкиса из-за событий 13 января 1991 года, дело Повиласа Масилениса из-за книги Галины Сапожниковой и так далее). Но в Литве – самая настоящая демократия и свобода слова.
А в соседней России "самая страшная диктатура"… Так нам скажут не только всякие ландсбергисы или анушаускасы, но и мажейкисы и подобные им. Только очень интересно отметить, что если вы посетите Россию и зайдете в любой книжный магазин, то увидите такой богатый и широкий ассортимент литературы, какого в Литве, якобы "оплоте демократии и свободы", днем с огнем не найдете.
В российском книжном магазине вы найдете работы о множестве мировоззрений и течений политической мысли. От приверженцев Владимира Путина до его критиков, от прозападных либералов до героических патриотов, от апологетов царской империи до произведений Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Одним словом, там будет самая разнообразная литературная палитра, которая соответствует принципу плюрализма декларируемой у нас "демократии". Именно декларируемой – однако, конечно, не соблюдаемой. Особенно если речь идет о социализме и коммунизме, о Советском Союзе и России.
Почему не понравился Мао Цзэдун?
А Мао Цзэдун, хотя и несколько экзотический деятель, все же полностью вписывается в контекст. Ведь он организовал Коммунистическую партию Китая и боролся как с японцами, так и с правительством Чан Кайши, который вел прозападный курс. Благодаря Мао Цзэдуну была создана в 1949 году Китайская Народная Республика, которая сегодня является одним из важнейших игроков на мировой арене.
Но в Литве, где и антикоммунизм, и антисоветизм, и раболепное угождение американцам активно формируются как элемент национальной идентичности, таким деятелям и их наследию не может быть места. Мао Цзэдун здесь не лидер национального освобождения Китая, не великий политик, мыслитель и государственный деятель, а предполагаемый кровопийца, убийца и преступник.
Однако злиться и грустить не стоит. Пусть Мажейкис говорит, что хочет. А "Обуолис", хоть и в коммерческих целях издало книгу Мао Цзэдуна, сделало хорошую работу. Это будет шансом для людей, которые не ленятся читать и думать, познакомиться как с великой глобальной исторической личностью, так и с мировоззрением, альтернативным тому, которое преобладает в Литве, регионе и западном мире в целом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.