В клайпедской гимназии имени Видунаса учительница русского языка на уроке похвалила президента России Владимира Путина за его работу для своей страны и советское время. Дополнительный нюанс заключается в том, что ее слова записали ученики, и нарезка этой записи – с помощью журналистки LRT Риты Милюте – разошлась в социальных сетях.
Дальше новость подхватили различные СМИ (в том числе телевидение) с установкой, что произошло что-то ужасное, и поднялась большая шумиха.
Осудить и наказать
Это событие было настолько значимым, что его прокомментировал даже член Комитета Сейма по национальной безопасности и обороне консерватор Арвидас Анушаускас. По его мнению, учительница гимназии имени Видунаса ничего не понимает в педагогике и дидактике, поэтому необходимо подвергнуть оценке ее компетентность. По его словам, этот случай нельзя замалчивать, поскольку это "высказывание политика, а не учителя".
Министр образования, науки и спорта Альгирдас Монкявичюс заявил: "Это пропаганда, более того, поскольку в данном случае идет полное расхождение с элементарной педагогической этикой, по моему мнению, руководители школ должны, оценив и взвесив обстоятельства, постараться не допускать подобных уроков".
Оставалось поднять этот вопрос на заседании Совета Безопасности ООН, потому что создается впечатление, что коронавирус или война в Сирии – ничто по сравнению с этим скандалом.
Оценивая ситуацию, можно сказать, что учительница не сказала ничего страшного и антигосударственного. Она похвалила лидера другой страны не за то, что он, например, хочет оккупировать Литву, а за его работу для своей страны (то же самое можно сказать о Дональде Трампе). В то же время она сравнила современную и советскую Литву, подчеркнув, что ей больше нравится советский период. С ней можно и даже нужно не соглашаться, потому что дискуссия развивает критическое мышление у учеников. Но зачем дискуссия, когда можно раздуть скандал.
Но особенно жалким выглядит другой момент. Слова учительницы без ее ведома записывали и распространили ученики. Это низко. Но только не для Милюте, которая написала: "Дети замечательные. Спасибо им". Кроме того, мэр Клайпеды Витаутас Грубляускас заявил, что ему стыдно за слова учительницы, добавив: "Я хочу порадоваться и поблагодарить учеников этого класса, которые оказались гораздо более сознательными, гражданственными и патриотичными, чем обучающий их педагог".
Вот так, подлый поступок – это сознательность, гражданственность и патриотизм. Если это нормально в современной демократической Литве, если это демократия и свобода слова, то это настоящий позор.
Единственная ошибка этой бедной пожилой учительницы, которая не отреклась от своих слов, заключалась в том, что она, скорее всего, разволновалась и не смогла представить свое мнение нейтрально, не ожидая, что литовская гражданственность вот такая.
А потом эти ученики поступят в университет и запишут преподавателя, которого либо уволят за негражданственность, либо он больше не будет говорить свободно, а будет говорить только то, что нужно говорить. И каким будет общество?
Однако необходимо подчеркнуть, что не все объявили упомянутой учительнице "смертный приговор".
Шанс для совести
Например, тот же директор гимназии сказал, что никогда не было никаких сомнений относительно квалификации этой учительницы (но Анушаускас лучше знает). Он также отметил: "Мы ведь не знаем контекста, запись состоит из кусочков". Также он выразил сожаление из-за того, что ученики не пришли сначала к нему и не показали запись, что было бы настоящим проявлением гражданственности.
В свою очередь, заместитель мэра Клайпеды Арвидас Цясюлис отметил: "В этой ситуации я не вижу какого-то выражения политического демарша или политического протеста, хотя, возможно, некоторые так и думают". По его словам, мы не можем делать то, что сами критикуем, когда речь идет о наших восточных соседях. "Если бы уволили, чем бы мы тогда отличались?" – подчеркнул Цясюлис.
Подводя итог, можно сказать, что однажды Литва упала в яму антироссийской истерии и никак не может из нее выбраться, хотя есть и адекватные люди. Это очень плохо влияет на общество, потому что подрывает демократию и критическое мышление. И большие неприятности всегда начинаются с подлых мелочей. Разве за такое государство мы боролись?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.