По крайней мере, именно так прозвучало заявление Трампа о том, что ЕС "пообещал закупать больше сжиженного природного газа, произведенного в США".
То, как выглядит ситуация в газовом секторе США, мы уже рассматривали — организация массовых поставок СПГ на определенный рынок при действующем законодательстве невозможна. Конечно, инициативы президента Америки, как высшего должностного лица, могут стать началом реформ законодательства, но, с учетом внутриполитической обстановки в Штатах, процесс этот будет долгим и очень сложным.
Уже прозвучало предложение Трампа о том, что необходимо упростить процедуру выдачи лицензий для экспорта газа, которые обязательны для любого газового трейдера, работающего с американским СПГ, но этого явно недостаточно. Помимо проблем бюрократических есть и проблема цены — нельзя забывать о том, что американский газ в Европе является результатом последовательного использования двух дорогостоящих технологий.
Себестоимость добычи сланцевого газа дороже, чем добыча газа из традиционных месторождений. Себестоимость сжижения газа дороже, чем транспортировка его по магистральным трубопроводам. Расчеты как российских, так и зарубежных экспертов дают один и тот же результат — цены, по которым СПГ, произведенный в Америке, может быть предложен трейдерами на газовом рынке Европы, будут, как минимум, на 30 процентов выше тех цен, которые предлагает "Газпром" в долгосрочных контрактах. Какими бы громкими, эпатажными ни были заявления Дональда Трампа, в ближайшие годы бюрократический и ценовой вопросы изменить не удастся.
Теперь давайте посмотрим на европейскую часть "Американского потока". Способен ли председатель Еврокомиссии выполнить обещания, о которых то в Twitter, то на пресс-конференциях рассказывает Трамп. В странах ЕС имплементировано законодательство, обеспечившее полную либерализацию газового сектора экономики — государства полностью вышли из него. Исключения составляют только несколько стран, вошедших в ЕС в начале нулевых, но и там уже заканчивается "реформирование" законов под требования Еврокомиссии.
Газовый бизнес в ЕС ведут только частные компании. У Еврокомиссии нет никаких "механизмов принуждения", используя которые, она могла бы заставить частные компании сотрудничать с какими-то определенными партнерами. Цель частного бизнеса — получение прибыли и обеспечение стабильности ее получения, обеспечение интересов акционеров. Нет никаких экономических или юридических причин, по которым европейские газовые компании откажутся от более выгодных предложений "Газпрома" в пользу менее выгодных со стороны президента США.
Одним словом, ничего личного, только бизнес. Жан-Клод Юнкер пообещал покупать больше американского СПГ, вот Жан-Клод Юнкер и будет его закупать. Он не является акционером или руководителем газовой компании? Значит, он не будет ничего закупать — все очень просто.
Единственный возможный вариант — Еврокомиссия пойдет на то, чтобы компенсировать газовым компаниям закупки американского СПГ из бюджета ЕС. Теоретически можно представить, что Юнкер способен выступить с такой инициативой, но пойдет ли ЕС на такие жертвы? Логика действий Трампа очевидна — пригрозить введением санкций на европейские товары, потом затребовать уступки в обмен на отказ от санкций.
Свободные рыночные отношения в наше время восхитительны: Трамп напоминает верзилу в темной подворотне, который предлагает прохожему купить у него кирпич за пару сотен долларов. Так ли плохо, что Евросоюз и США своими санкциями дистанцировали Россию от того, что не так давно было "глобальным мировым рынком"?..
Предположим, что Жан-Клод Юнкер предложит Евросоюзу выплачивать газовым компаниям компенсацию за то, что они будут работать не с "Газпромом", а с неназванными компаниями, которые будут поставлять сжиженный газ, произведенный в США. Это будет означать прямую перекачку средств из бюджета ЕС компаниям, которые будут навязаны американцами. И происходить это будет для того, чтобы обеспечить стабильность прибыли всем тем же компаниям, против продукции которых Трамп грозит ввести санкции. То есть — деньги из бюджета ЕС условным "американцам" для того, чтобы сталелитейные, автомобилестроительные и прочие европейские компании могли продолжать беспрепятственно работать на американском рынке.
Согласится ли руководство Евросоюза на такую удивительную комбинацию? "Мы из общего европейского кошелька будем обеспечивать прибыль "американцам" и нашим промышленникам? Сколько мы выдержим? Каким будет следующий "кирпич", который нам предложит наш американский партнер? Жан-Клод Юнкер, у вас есть гарантии, что через полгода или через год нам точно таким же способом не навяжут еще какой-то товар по ценам, не имеющим ничего общего с рыночными? Жан-Клод Юнкер, у вас есть гарантии, что через год нам не сообщат, что вот этот СПГ, произведенный в Америке, теперь стоит не на 30 процентов дороже российского, а на 130? Вы понимаете, что при таком поведении наших газовых компаний вместо диверсификации поставок мы получим отказ от работы с нами со стороны всех наших поставщиков газа?"
И эти вопросы будут. Слишком очевидно, что США переходят на прямой шантаж, что замена повышения пошлин на товар по заведомо завышенным ценам — это, простите, смена шила на мыло.
Еще более нелепо звучит свежее заявление Трампа о том, что ЕС в лице Юнкера намерен приступить к строительству от девяти до одиннадцати регазификационных терминалов. На сегодняшний день таких терминалов на европейском побережье построено столько, что в течение года они способны принять до 200 миллиардов кубометров газа. Однако, по итогам 2017 года, загружены они были лишь на 27 процентов от этой мощности.
С какой целью строить дополнительные терминалы? И потом: терминал — это только часть комплекса, который необходим для работы с СПГ, каждому терминалу необходима серьезная береговая инфраструктура. После регазификации газ нужно где-то хранить, требуется обустройство газотранспортной системы, которая свяжет хранилище с европейской сетью трубопроводов. Евросоюз готов финансировать такие комплексы в десяти экземплярах? А какие именно газовые компании получат такое финансирование? Кто будет проектировать эти комплексы? Где на берегах Европы найти такие места, на разумном расстоянии от которых есть возможность организовать подземные хранилища газа?
Давайте попробуем поверить, что все слова, сказанные Трампом по поводу "Американского потока", полностью соответствуют истине, то есть что Жан-Клод Юнкер действительно дал обещания и по поводу увеличения объемов покупки СПГ, произведенного в США, и по поводу строительства терминалов. Как это расценивать?
Получается, что со стороны Юнкера это был, как сейчас принято говорить, "троллинг высшего уровня" — такие обещания человек в трезвом уме и здравой памяти может давать только в том случае, если он на 146 процентов уверен, что у этого "чудо-продавца" товара на продажу просто нет.
Юнкер, зная, что Трамп не способен в обозримом будущем обеспечить массовую поставку СПГ, мог с чистой совестью обещать все что угодно. Бизнес в стиле лихих 90-х: "Хочешь купить у меня вагон варенья?" — "Хочу!". И разошлись в разные стороны. Один — искать вагон варенья, второй — думать, у кого бы денег занять и куда бы складировать это "богатство". Извините, но очень уж прямая аналогия.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.