Цены, по которым американский СПГ предлагается на европейском рынке, не могут конкурировать с ценами "Газпрома". Виноваты в этом законы физики, химии и газового рынка США, а также условия, в которых работают американские СПГ-заводы. Однако Дональд Трамп на пресс-конференции, которую он давал совместно с Владимиром Путиным после их встречи в Хельсинки, совершенно уверенно говорил, что приложит все усилия, чтобы конкурировать с "Газпромом". Что это значит? Неужели президент США не обладает всей информацией?
Россия и США на европейском газовом рынке
Нет, не стоит. Министерство энергетики США сообщает о результатах работы всех газодобывающих компаний страны, Алексей Миллер — только о группе "Газпром". Газ в России добывают еще "Роснефть", НОВАТЭК, "Лукойл", "Сургутнефтегаз". Но в этой статье речь об экспорте газа на европейский рынок, а этим занимается именно "Газпром". Итоги 2017 года — 194 миллиарда кубометров, зафиксируем эту цифру — будет проще понять результаты газовых компаний США.
Снова возвращаемся к данным министерства энергетики США. Согласно им, общий объем экспорта СПГ в 2017 году составил 19,5 миллиарда кубометров. Нет, все цифры и запятые на месте — общий объем экспорта газа Штатов составляет десять процентов от объема европейского экспорта "Газпрома". При этом господа либералы без устали рассказывают, что Штаты "порвут "Газпром" в клочья, обвалив европейские газовые цены". Извините, но верить в эти мантры можно только в случае использования мозгового аппарата облегченного образца.
Возможно, Трамп и господа либералы учитывают, что в Штатах строятся еще несколько СПГ-заводов, которые выведут Америку в число серьезных игроков газового экспорта? Например, в этом году должны были войти в строй сразу два завода, но не получилось — запуск перенесли на год. Но давайте и такие "мелочи" тоже отбросим прочь и станем считать, что все проекты заводов будут реализованы в предусмотренные сроки, а единственный экспортирующий завод СПГ Sabine Pass тоже завершит монтаж дополнительных технологических линий.
В таком гипотетическом случае общая мощность заводов по сжижению составит 78 миллионов тонн готовой продукции, то есть СПГ. А это 105 миллиардов кубометров природного газа, которые США смогут предложить мировым потребителям, — на 85 миллиардов кубометров больше, чем в 2017 году. Смогут ли Штаты загрузить все эти заводы собственным газом? Будем считать, что все у них получится — минэнерго США прогнозирует рост добычи до 901 миллиарда кубометров уже в текущем году.
Если предположить, что в 2017 году Америка не импортировала природный газ, то ее годовое потребление было (774 миллиарда кубометров добычи минус 20 миллиардов экспорта) 754, так что все в порядке, заводы можно будет загрузить на полную мощность. Ждем поступления в Европу дополнительных 85 миллиардов кубов газа?
Eurostat сообщает, что в 2017 году в ЕС было потреблено 560 миллиардов кубометров газа. Аналитики предполагают, что рост потребления в ближайшие два года составит около пяти процентов. Значит ли это, что Европе дополнительно потребуется 28 миллиардов кубометров? Нет, не значит — ожидается, что упадет собственная добыча приблизительно на те же пять процентов.
Следовательно, дополнительные 55 миллиардов ЕС примет совершенно спокойно, никакого обвала цен не произойдет. А влиять на стоимость дополнительными 30 миллиардами кубов, чтобы продать их дешевле, чем "Газпром", американцы не станут — заработок таким странным способом вряд ли им симпатичен.
Когда баланс поет романс
По статистике 2017 года, в Европу было поставлено 2,75 миллиарда кубометров газа из США. Весь остальной американский СПГ ушел в Латинскую Америку, куда ближе везти, и в Юго-Восточную Азию, где цены на 25-35 процентов выше, чем на европейском рынке, и где появился будущий лидер спроса на СПГ — Китай.
Между США и Китаем идет экономическая война — на каждое повышение пошлин на очередную группу товаров со стороны Америки Китай составляет свои списки товаров, на которые зеркально повышает пошлины. Но при этом в китайских списках как не было американского СПГ, так и нет. Причины известны.
На территории Китая минимум месторождений природного газа, при этом у него большая экологическая проблема — смог в крупных городах из-за тотального засилья угля в качестве топлива при производстве электроэнергии. Уже несколько лет в соответствии с планами пятилеток идет сокращение добычи угля, угольные электростанции замещаются газовыми…
В 2017 году Китай увеличил импорт СПГ на 46 процентов, в первом полугодии этого года импорт СПГ вырос еще на 59 процентов. И первые поставки СПГ из Штатов в Китай уже состоялись — небольшие, но знаковые.
Рядом с Китаем — Япония, нынешний лидер по объемам закупок СПГ, резко увеличивается спрос в Индии, намерена закрывать АЭС Южная Корея. Да, в ближайшее время войдут в строй новые СПГ-заводы в Австралии, намерен расширять производство СПГ Катар, но рынок ЮВА по-прежнему остается премиальным по сравнению с европейским.
В том, что Дональд Трамп по характеру, по складу ума в первую очередь бизнесмен и только во вторую политик, убедились многие. Увеличивая объемы поставок СПГ в Китай, Штаты могут решить свою экономическую проблему — восстановить баланс в торговле с ним. Здесь цены на СПГ стабильно выше, чем в Европе.
Что на другой чаше весов вопрос: в чем могут выиграть США при поставках СПГ на высококонкурентный рынок Европы, где цены заведомо ниже? Поколебать позиции "Газпрома", отобрать сегмент рынка и при этом заработать меньше, чем при поставках того же объема СПГ в Китай? Улучшится ли торговый баланс с Китаем от этого? Европа — это конкуренция, это низкие цены, это СПГ, который не пошел на экспорт в Китай. Китай — менее жесткая конкуренция, более высокие цены и восстановление торгового баланса. Что выберет Трамп?
Сделка или нет?..
"Я обсудил [трубопровод] с [канцлером ФРГ] Ангелой Меркель на довольно решительных тонах… Посмотрим, как это сработает", — сказал президент США. "Я не уверен, отвечает ли это решение [о строительстве трубопровода] всем интересам Германии или нет, но она его приняла", — сказал Трамп в Хельсинки 16 июля.
Можно ли трактовать эти слова президента США иначе, как согласие на то, чтобы Европа и Россия решали газовые вопросы между собой без участия Америки? Попробуйте, только при обосновании учтите еще и ответ Владимира Путина, данный им Трампу.
Именно Трампу — вопросов от журналистов не было, Путин просто дополнил слова Трампа: "Мы готовы продлить транзитный контракт [с оператором газотранспортной системы Украины], который истекает в следующем году, в случае урегулирования спора между хозяйствующими субъектами в Стокгольмском арбитражном суде… Я считаю, что мы как крупнейшие нефтегазовые державы — США тоже являются такой странной — могли бы конструктивно работать по регулированию международных рынков".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.