Познакомьтесь, это — довоенный диктатор Польши Юзеф Пилсудский. В Вильнюсе торжественно отметили 150-летие со дня его рождения, прошли конференции и поставлены памятники. Что же это происходит?
А происходит большая политика. Перед лицом "российской угрозы" хочется непременно сблизить Литву с Польшей. Чтобы никто не омрачал отношения двух союзниц, решивших "защитить демократию от Востока". С этой целью можно использовать любые способы. Если возникает препятствие, как например, образ Пилсудского, необходимо его улучшить.
На самом деле стоило бы приветствовать усилия по примирению литовцев с поляками, потому что мир, особенно между нациями, это большая ценность. Но почему дружить надо против кого-то? Почему в то время, как сближаются одни нации, отталкиваются другие, в этом случае — русские? Ведь новые фанаты Пилсудского полюбили его именно за его антирусский настрой, а не только из-за его любви к Польше или Литве.
Например, Пилсудский участвовал в народовольческом заговоре с целью убить русского царя Александра III и за это в 1887 году попал на каторгу. (Это тот же самый заговор, за который старший брат Владимира Ленина Александр был приговорен к смерти). Что это, если не типичное поведение террориста?
Горячая кровь Пилсудского не остыла и после каторги. У него появляются мысли, как разрушить Россию изнутри. Когда в 1905 году только началась русско-японская война, он, в тот момент еще деятель социалистической партии, отправляется в Токио. И просит у японской разведки денег. В обмен Пилсудский предлагает разжигать в России межнациональную рознь и таким образом разрушить это государство изнутри. В качестве аргумента в свою пользу он предоставляет факт о том, что в его подчинении находятся вооруженные польские отряды. Японцы оценили это как удар в спину русским, их врагам в той войне, и поэтому они согласились. Выделили деньги.
Воодушевленный успехом, Пилсудский продолжает революционную деятельность и с помощью вооруженных польских отрядов проводит в России экспроприацию, то есть разграбление собственности. Самый известный пример — это, когда в 1908 году неподалеку от Вильнюса Пилсудский ограбил поезд и завладел огромной суммой царского правительства. К слову, эти деньги предназначались для развития инфраструктуры трамвайного сообщения в Вильнюсе. Но Пилсудский на них расширил свою революционную сеть.
Даже можно утверждать, что Пилсудский является родоначальником того, что в наше время стало называться "Восточным партнерством". Он мечтал о Междуморье, то есть о Федерации стран Восточной Европы на территории между Балтийским и Черным морями. Это страна должна была амортизировать влияние России и Германии. Эта идея до сих пор остается популярной в головах некоторых политиков, хотя она и принесла одни только страдания Украине и отчасти Молдавии и Грузии.
Возможно, самым большим вкладом Пилсудского в историю стала Варшавская битва в 1920 году (известная как "Чудо на Висле"), когда поляки с помощью союзников остановили стремящуюся на Запад Красную Армию. В том же году — видимо, от большой любви к Литве — Пилсудский силой отрывает от нее Вильнюс и Вильнюсский край.
Несколько лет поиграв в демократию, в 1926 году Пилсудский совершает военный переворот в Польше и устанавливает собственную диктатуру, с типичными для диктаторского строя репрессиями и, естественно, с элементами культа личности.
Целью этого эссе не является желание заклеймить Пилсудского. Наша история очень сложная, и эту личность стоит оценивать в контексте XX века, полного войн и конфликтов. Но когда кто-то пытается сделать из истории служанку политики, это необходимо останавливать. Особенно, если противоречивую историческую фигуру пытаются представить в качестве примера и источника вдохновения для современности.
Вот, например, литовский политолог Римвидас Валатка помпезно представил целый список причин, почему стоит отметить юбилей Пилсудского.
Первая причина — Пилсудский является одной из величайших европейских фигур XX века. (Из сочинения политолога так и не понятно, в чем же величие этой фигуры?).
Вторая причина — наш герой происходит из старого дворянского жемайтийского рода, родился он недалеко от Вильнюса и, по словам Валатки, очень любил Литву. (Но все же Вильнюс отобрал и стал кумиром польских националистов).
Третья причина — Пилсудский остановил красноармейцев у Вислы, и это позволило образоваться трем независимым странам Балтии. (Но следуя такой логике, прежде всего стоит отмечать юбилей Ленина. Потому что именно этот политик больше всех причастен к развалу России в 1917 году и именно он открыто заявлял о праве наций на самоопределение).
Симптоматично, что в качестве четвертой причины Валатка указывает на то, что сейчас самое время уже забыть про историю с захватом Вильнюса, тем более, что сейчас Польша стала второй по важности, после США, военной союзницей Литвы. Шило в мешке не утаишь. Вот оно и показалось. Русофобия достигла такого уровня, что часть литовцев уже готова восхвалять предводителя националистов, который украл у них историческую столицу, только потому, что он тоже был врагом России.
Мир между Литвой и Польшей… против России. И символом этого мира становится националист с террористическим прошлым, который позже еще и стал диктатором. В то время почти во всех уголках Европы преобладала мода на национализм и авторитарность, а часть политических сил широко использовала террор и экспроприации.
Пилсудский не выбивается из общего контекста тех лет, но празднование его юбилея сегодня означает косвенную реабилитацию его методов и самого понятия национализма. Самое странное, что польская мода восхвалять Пилсудского упрочилась в нашей стране.
Пилсудскому в качестве заслуги приписывают то, что он остановил распространение большевизма на Запад. А на Россию взваливают всю ответственность за большевизм как явление. Но стоит напомнить полякам и нам, литовцам, что родоначальником красного террора был поляк из Литвы Феликс Дзержинский. В самой партии большевиков активно участвовали представители различных национальностей, а марксизм как революционная теория зародился на Западе и там же развился до настоящей научной дисциплины.
Литовская элита все еще страдает от примитивного, черно-белого мировоззрения, которое не объединяет нации, а разделяет их на хорошие и не очень. Этой элите все еще необходим враг. Поэтому даже благородная цель — помирить, объединить литовцев и поляков — принижается и дискредитируется именно в тот момент, когда в качестве инструмента выбирается противоречивая историческая фигура и национализм.
В Польше национализм продвинулся еще дальше, чем у нас. В ноябре в этой стране случилась массовая демонстрация националистов, в которой участвовали 60 тысяч человек. Власть и даже часть католической церкви косвенно поддержали этот марш как патриотический. Некоторый участники демонстрации призывали польскую власть "вернуть себе Львов и Вильнюс". Поэтому, сейчас самое время для нашей элиты задуматься, не опасно ли литовцам восхвалять националистов, тем более польских националистов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.