Аж, несколько кризисов одновременно. Вот такой урожай 2017 года в Литве. Осенью этого года демографические специалисты подсчитали, что число людей трудоспособного возраста в Литве в ближайшие пять лет сократится на девять процентов. То есть, почти по два процента в год. Таким образом, работникам придется содержать все большее число пенсионеров. Это не может длиться вечно, поэтому вполне реально, что спустя 7-10 лет пенсии придется сокращать, поскольку в бюджете не хватит средств.
Что касается демографии, то в 2017 году в Литве не было сделано ничего принципиального, что могло бы замедлить тенденцию исчезновения нации. Материальные условия жизни людей не улучшились. Правда, правительство повысило минимальную заработную плату и пенсии, но эти несколько десятков евро моментально были "съедены" инфляцией, особенно возросшими ценами на продукты питания и услуги.
Нация продолжает исчезать и эмигрировать из-за печальной, депрессивной психологической атмосферы в стране. 2017 год не стал исключением: литовская элита продолжала вступать в мелкие политические распри, демонстрируя внутреннюю несговорчивость и неспособность уменьшить коррупцию. Все это приумножили литовские СМИ, которые привыкли скандалами привлекать внимание аудитории. Приходилось разговаривать с не одним нашим эмигрантом. Наряду с низкими зарплатами основной причиной выезда из Литвы было названо отсутствие надежды. Надежды, что в стране когда-нибудь все наладится.
Появлению этой надежды никак не помогает русофобия, которая осенью этого года достигла новых высот в ходе российско-белорусских маневров "Запад-2017". Какой смысл планировать свое будущее в стране, которая впадает в истерику из-за обычных, давно запланированных учений, и которая серьезно готовится воевать с государством, которое в сотни раз сильнее?
Политический класс Литвы беспомощно наблюдал за эмиграцией и продолжал сражаться друг с другом. В этом году Сейм инициировал целых три процесса импичмента, которые продолжаются до сих опор. Один из участников был обвинен в деловых контактах в Белоруссии, другой — за контакты с "Росатомом", третий — за сексуальные домогательства. Первые два случая политизированы и подают сигнал всем политикам, чтобы они ни в коем случае не поддерживали любые деловые и политические контакты с Востоком. Только с Западом!
Однако самым главным политическим блюдом для элиты был Раймундас Карбаускис, неформальный лидер парламентского большинства и партии "крестьян". Съесть этого человека хотели и консерваторы, и СМИ, и даже часть партнеров по коалиции. Причина проста: этот бывший бизнесмен с его миллионами евро слишком независим и не поддается привычным политическим авторитетам, таким как Даля Грибаускайте и Витаутас Ландсбергис.
Скандалом года стала связь Карбаускиса с привлекательным членом его фракции Гретой Кильдишене. Журналисты быстро обнаружили, что этот депутат быстро делает карьеру в партии Карбаускиса и еще ездит на машине, принадлежащей его концерну.
Публика получила очередную мыльную оперу, СМИ и противники нашли возможность пошуметь, и все остались довольны, за исключением, конечно, этой пары политиков. Кильдишене отказалась от мандата, а популярность Карбаускиса снизилась.
Степень политической коррупции в стране стала еще более очевидной, когда правоохранительные органы предъявили обвинения всей партии – Союзу либералов Литвы. Оказалось, что подозрительно тесные связи с бизнес-акулами поддерживал не только бывший лидер либералов Элигиюс Масюлис, но и другие члены руководства партии. Поэтому, несмотря на то, что либералы выбрали нового руководителя, мало кто верит в их возрождение. Более того, "новый" лидер не является новым — это ветеран либеральной партии Эугениус Гентвилас.
Другая традиционная партия — социал-демократы — в этом году просто покончила жизнь самоубийством. Половина ее фракции в Сейме не согласилась с решением совета партии покинуть правящую коалицию. Фракция разделилась пополам, и теперь мятежники создают еще одну социал-демократическую партию. Легко предсказать, чем это кончится: обе партии не смогут преодолеть избирательный барьер на выборах сначала в Европейский парламент, а затем и в Сейм.
И только в павшей в монархизм партии консерваторов царит стабильность. Дедушка Витаутас Ландсбергис в этом году благословил своего внука Габриэлюса на пост председателя этой политической силы. Внуку чуть больше 30, но он полон амбиций скоро стать премьер-министром…
В конце года появились явные признаки давно копившейся социальной напряженности. Первыми прорвались медики, потребовав в следующем году увеличить зарплату на 50%. В скором времени с требованиями повысить свои маленькие зарплаты выступили работники системы образования.
Премьер-министр Саулюс Сквернялис смог пообещать только частичное выполнение этих требований, поскольку правящая элита давно решила направить свободную часть бюджета на оборону страны. Правительство никак не может понять, что социальное благополучие является величайшей гарантией национальной безопасности. Социально обеспеченные граждане будут мотивированы защищать страну, в которой им хорошо жить.
И наоборот, они не будут защищать государство, если оно будет вести себя как мачеха. А лишние сотни миллионов евро, потраченные на несколько бронемашин и гаубиц – это пустая трата денег, потому что в современной, высокотехнологичной войне все определяют минуты, или даже секунды, так что эта видная техника осталась бы неиспользованной.
Помимо демографического и партийного кризисов, страну захватила эрозия свободы слова. Человек больше не имеет права выразить свое мнение. Как только дизайнер Юозас Статкявичюс сказал несколько предложений порталу Sputnik Литва о ситуации в родной стране, его сразу же начали травить наши пропагандисты патриотизма. Вскоре горящий огонь патриотической инквизиции охватил пригвожденную к позорному столбу писательницу Руту Ванагайте, которая поставила под сомнение биографию одного из "лесных братьев".
Последнюю точку в этой дискуссии поставил один из самых известных литовских обозревателей Владимирас Лаучюс. Он прямо заявил, что правда может быть только одной. И точка. Но тот, кто пытается отрицать одну правду и предлагает другую, является либо врагом, либо не совсем адекватным.
Вот так, господа свободные граждане свободной Литвы. С этого момента, если у кого-то есть какие-либо вопросы, можете быть спокойны — знайте, что Владимирас Лаучюс живет в нашей стране, и у его коллег есть много единомышленников-интеллектуалов, у которых есть ответы на все без исключения вопросы. Рассуждая логически, они скоро учредят министерство Правды и решат, кого и как наказывать за распространение лжи. Правда ведь только одна.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.