Несколько лет назад один из самых известных литовских интеллектуалов и поэтов Томас Венцлова, который живет в Америке, предупредил, что крайне левое течение в Литве не опасно – не так давно его все попробовали и знают, что это такое. А вот крайне правое течение, по словам Венцловы, "попробовали намного раньше и как следует не знают, чем это грозит. Это еще опасней, потому что может привлечь гораздо больше людей. Я не говорю, что их нужно запрещать, уничтожать, но, по крайней мере, против этого нужно строго высказаться".
Остается лишь только согласиться с Венцловой, который наблюдает за нами из-за границы и время от времени дает дельные советы. Национализм и крайние его формы — относительно новые политические идеи в Литве, а точнее, хорошо забытые старые. За 50 лет советского периода власть загнала их в подполье, чем, кстати, наградила их ореолом романтики. Во времена Саюдиса некоторые из этих идей возродились, "хорошие дяди" их приукрасили и сделали привлекательно "новыми".
Прежде всего, чтобы не запутаться, давайте определим, что такое национализм? Это примитивное разделение мира на "своих" и "чужих" по принципу крови. Для многих людей мучительно чувство свободы, ведь свобода обязывает думать собственной головой. Поэтому многие ищут кого-то, авторитета или группу, кому можно было бы передать эту ответственность. Для многих такой группой становится свой народ, нация. Другие нации автоматически воспринимаются как угроза их собственной.
Большинство людей в нашей стране не помнят нацистскую оккупацию и работу местных белоповязочников. Основное внимание сейчас уделяется обсуждению советской "аннексии". Между тем именно национализм и его отпрыск нацизм принесли Литве наибольший урон. Нацисты и местные националисты убивали людей беспрецедентными темпами: 700 тысяч жертв в течение четырех лет нацистской оккупации. Некоторые из будущих жертв были иностранными евреями и военнопленными, привезенными в Литву, но число жертв все равно остается пугающим.
Проблема стала еще более острой из-за того, что часть упомянутых нацистских прислужников осталась в лесах после войны. Среди них были не только идеалисты, которые хотели, чтобы Литва стала свободной. Однако общее почитание партизан уже стало частью официальной идеологии. И эта тенденция опасна, потому что она косвенно помогает новым националистам в Литве.
Патриотизм становится модным, а часто скрывающийся под его маской национализм набирает популярность и на Востоке, и на Западе, и в Литве. Изможденные экономическим кризисом люди ищут виновных — и простых решений для сложных ситуаций. Националисты и экстремистские правые охотно предлагают такие решения.
К счастью националисты и их крайние течения до сих пор не нашли в Литве массивной поддержки населения. За них проголосовали 1-2% избирателей. Это можно объяснить тем, что большинство их избирателей — безработные и другие обедневшие людей эмигрировали на Запад, где они (по иронии судьбы) сами стали объектом ненависти местных националистов. Кроме того, экономический кризис в Литве еще не достиг критической границы, что могло бы вызвать популярность националистов.
Однако история показывает, что ход ее развития часто обусловлен хорошо организованным меньшинством, небольшими группами людей, хорошо мотивированными их собственными идеями. В конечном итоге им удается привлечь более широкие слои населения.
К таким небольшим, но потенциально растущим группам, можно отнести Союз литовских националистов — типичную националистическую политическую партию. Ее ядро составляют относительно молодые люди (в возрасте 40-50 лет), свято верующие в идею литовского национализма. И хотя лидеры этой партии часто меняются, это не меняет сути, потому что в их головах царит одна и та же идея национализма.
Симптоматично, что бывший лидер партии радикальный националист Юлиюс Панка присоединился к иногда флиртующей с национализмом партии "Порядок и справедливость", созданной бывшим президентом Роландасом Паксасом. К сожалению, Паксас поддавался и, по-видимому, до сих пор поддается националистическим соблазнам. (В начале создания партии ее активисты организовывали марши с факелами…).
Панка избран председателем одного из подразделений этой партии в Вильнюсе. Во время предыдущих парламентских выборов он уже числился в списке партии "Порядок и справедливость", и избиратели с радостью голосовали за известную фамилию, так что Панка чуть не стал депутатом. Теперь у него есть все шансы попасть в Сейм во время следующих выборов, а в перспективе нельзя отрицать, что он станет одним из лидеров партии.
Молодое крыло "Порядка и справедливости" ежегодно 11 марта организует массовые шествия с лозунгами "Литва — литовцам!". Среди марширующих каждый год виднеются скинхеды и футбольные фанаты со стилизованной свастикой и другой нацистской символикой. После мероприятия "актив" каждый год собирается на концерт, на котором выступают различные правые рок-группы, в том числе группа с "невинным" названием "Диктатура". Полиция следит за происходящим сквозь пальцы.
Более того, когда попросили прокомментировать эти шествия и лозунг "Литва — литовцам!" президента Далю Грибаускайте, она мягко посоветовала молодым людям: "Мне кажется, что лучше сменить этот лозунг на "Литва — Литве!". Правда, президент отметила, что первый лозунг напоминает о темных временах в Европе, но сделала это игриво, словно, между прочим. За что получила похвалу от некоторых аналитиков за то, что не отталкивает "патриотическую" молодежь.
Как видим, люди на улице находят поддержку со стороны кабинетных людей. Ровно как в 1993 году, когда часть вооруженных добровольцев подняла мятеж и отправилась в лес. Так они протестовали против победы экс-коммунистов на парламентских и президентских выборах, а часть политиков и чиновников тихо поддерживали опасное бряцанье оружием.
Среди официальных лиц мало кто осмеливается открыто распространять идеи национализма. Однако это делается косвенно. Как уже говорилось, почитают "лесных братьев", при этом прекрасно понимая идеологию некоторых из них. Сквозь пальцы наблюдают за шествиями радикальной молодежи. С 2016 года Сейм позволил членам полувоенной организации и добровольцам хранить полуавтоматическое оружие дома. Поощряется русофобия, которая "отвечает" на вопрос о том, кто является виновником всех бед…
Больше всего беспокоит тот факт, что не только наша широкая общественность, но и интеллигенция пассивно наблюдают за укреплением националистических тенденций. Во время войны вакцинированные против национализма и нацизма литовцы, или, точнее, их новое поколение, не понимает, что пришло время повторить процедуру. Только, конечно, лучше привиться самим и чтобы нашей вакциной стала не война, а всестороннее просвещение.
Для начала было бы достаточно, как справедливо отметил Венцлова, чтобы по крайней мере некоторые из лидеров общественного мнения выступали против национализма. Только разве они осмелятся?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.