19:04 31 Октября 2020
Прямой эфир
  • USD1.1698
  • RUB92.4606
    В России
    Получить короткую ссылку
    10410

    Эксперты считают, что польский проект строительства канала через Балтийскую косу может иметь негативные последствия для экологии всего региона

    ВИЛЬНЮС, 6 мар — Sputnik, Галина Наумова. В конце февраля депутаты Сейма Польши приняли закон о строительстве канала через Балтийскую косу, который соединит Гданьскую бухту и Калининградский залив. По мнению российских специалистов, это может нанести огромный экологический вред заливу.

    Доцент Института природопользования территориального развития и градостроительства Балтийского Федерального Университета (БФУ) имени Иммануила Канта Иван Гуменюк считает, что экологические риски проекта не просчитаны до конца.

    "В прошлом году совместно с польскими коллегами мы реализовывали европейский проект касательно возможности развития Калининградского залива, в том числе изучался вопрос строительства канала через Балтийскую косу. Могу сказать, что в польской академической среде мнения неоднозначны — они разделилось 50 на 50. Есть сторонники строительства канала, которые обосновывают минимизированный экологический вред", — говорит Гуменюк.

    "Есть люди, которые придерживаются обратной точки зрения, говоря, что экологические риски не просчитаны до конца, так как система Калининградского залива хрупкая и уникальная", — рассказывает специалист.

    При этом российские ученые считают, что проведенных расчетов и исследований недостаточно для принятия однозначного решения. Строительство канала подразумевает технологические варианты, добавляет Гуменюк.

    "Это — открытая система, и шлюзовая. Пока непонятно какой из вариантов будет окончательным. Больше, склоняются к шлюзовому: при котором взаимодействие между заливом и морем будет минимальным. То есть шлюзы будут открываться только на время прохождения судна. В теории это должно минимизировать обмен вод, и, соответственно, экологические последствия для залива", — заявил доцент.

    Произвести расчеты экологических рисков непросто

    По мнению ученых, если экологические последствия от строительства канала через год-два будут минимальными, то просчитать, что произойдет с Балтийской косой через 10-15 лет не представляется возможным.

    "Чтобы провести такой расчет, требуются мощные математические аппараты, использование высокотехнологичных информационных кластеров. Эта работа требует больших финансовых вложений. Провести подобное исследование очень тяжело", — отмечает Гуменюк.

    Помимо экологических вопросов, на большинство из которых пока нет ответов, есть еще и вопрос экономической целесообразности строительства канала через Балтийскую косу. Европейский Союз отказался финансировать данный проект.

    "Теперь решение за Польшей. Если она готова строить, то исключительно на собственные средства. Строительство очень дорогое, и наши польские коллеги просчитывают его экономическую целесообразность: даст ли канал тот экономический эффект, который будет соответствовать объему затраченных средств. Эльблонг, действительно, сейчас простаивает как порт", — говорит Иван Гуменюк.

    Канал планирует активизировать его деятельность, но возникает вопрос: конкурентом кому будет выступать Эльблонг? И российские, и польские специалисты склоняются к тому, что, если канал построят, порт Эльблонг станет конкурентом другим польским портам — в Гданьске и Гдыне. Сможет ли он перетащить на себя такое количество грузов, чтобы строительство канала стало рентабельным? На этот счет у экспертов большие сомнения", — отметил ученый.

    "Но решение принято. Если Польша начнет строить канал, то я считаю, что единственное здравое решение со стороны российских научно-исследовательских организаций — подключиться к общему экологическому мониторингу территорий. То есть пытаться максимально открыто и объективно отслеживать происходящие экологические ситуации", — заключает специалист.

    Экологи против строительства

    "Строить канал через Балтийскую косу нельзя. Если ее целостность будет нарушена, это отрицательно скажется экосистеме залива и косы", — отмечает председатель Калининградского регионального отделения Межрегиональной экологической общественной организации "Зеленый фронт" Олег Иванов.

    "Если говорить о Калининградском, или как его еще называют, Вислинском заливе, то однозначно изменится коэффициент солености воды, что может привести к различным экологическим последствиям, в частности, может достаточно сильно поменяться состав биологических ресурсов, промысловая направленность, в том числе и на российских территориальных водах", — отмечает эколог.

    По словам эксперта, на косе со стороны Польши находится природный парк — особо охраняемая территория — и ореол обитания некоторых видов животных и птиц. Парк создавался с целью сохранения экосистемы косы, но если канал будет построен, то концепция природного парка нарушится.

    "Известно, что наши коллеги — экологи из Польши активно выступают против строительства канала. Но, по всей видимости, в данном вопросе политика преобладает над здравым смыслом", — заключает эксперт.

    По теме

    Вильнюс выбирает место для строительства крематория
    Стоит ли строить туннель Таллинн-Хельсинки решат до конца месяца
    Начинается изъятие земель под строительство Rail Baltica
    Теги:
    Балтийская коса, ученые, экология, Польша, "Зеленый фронт", Олег Иванов, Иван Сергеевич Гуменюк, Россия
    Загрузка...


    Главные темы

    Орбита Sputnik