Экологи считают рискованным строительство канала на Балтийской косе

Подписаться на
Yandex newsTelegram
Эксперты считают, что польский проект строительства канала через Балтийскую косу может иметь негативные последствия для экологии всего региона

ВИЛЬНЮС, 6 мар — Sputnik, Галина Наумова. В конце февраля депутаты Сейма Польши приняли закон о строительстве канала через Балтийскую косу, который соединит Гданьскую бухту и Калининградский залив. По мнению российских специалистов, это может нанести огромный экологический вред заливу.

Доцент Института природопользования территориального развития и градостроительства Балтийского Федерального Университета (БФУ) имени Иммануила Канта Иван Гуменюк считает, что экологические риски проекта не просчитаны до конца.

Национальный парк Куршская коса в Калининградской области - Sputnik Литва
Экологи бьют тревогу: канал через Балтийскую косу уничтожит экосистему

"В прошлом году совместно с польскими коллегами мы реализовывали европейский проект касательно возможности развития Калининградского залива, в том числе изучался вопрос строительства канала через Балтийскую косу. Могу сказать, что в польской академической среде мнения неоднозначны — они разделилось 50 на 50. Есть сторонники строительства канала, которые обосновывают минимизированный экологический вред", — говорит Гуменюк.

"Есть люди, которые придерживаются обратной точки зрения, говоря, что экологические риски не просчитаны до конца, так как система Калининградского залива хрупкая и уникальная", — рассказывает специалист.

При этом российские ученые считают, что проведенных расчетов и исследований недостаточно для принятия однозначного решения. Строительство канала подразумевает технологические варианты, добавляет Гуменюк.

"Это — открытая система, и шлюзовая. Пока непонятно какой из вариантов будет окончательным. Больше, склоняются к шлюзовому: при котором взаимодействие между заливом и морем будет минимальным. То есть шлюзы будут открываться только на время прохождения судна. В теории это должно минимизировать обмен вод, и, соответственно, экологические последствия для залива", — заявил доцент.

Произвести расчеты экологических рисков непросто

По мнению ученых, если экологические последствия от строительства канала через год-два будут минимальными, то просчитать, что произойдет с Балтийской косой через 10-15 лет не представляется возможным.

"Чтобы провести такой расчет, требуются мощные математические аппараты, использование высокотехнологичных информационных кластеров. Эта работа требует больших финансовых вложений. Провести подобное исследование очень тяжело", — отмечает Гуменюк.

Помимо экологических вопросов, на большинство из которых пока нет ответов, есть еще и вопрос экономической целесообразности строительства канала через Балтийскую косу. Европейский Союз отказался финансировать данный проект.

Зарубежные страны: Литва - Sputnik Литва
Сейм Польши утвердил проект строительства канала через Балтийскую косу

"Теперь решение за Польшей. Если она готова строить, то исключительно на собственные средства. Строительство очень дорогое, и наши польские коллеги просчитывают его экономическую целесообразность: даст ли канал тот экономический эффект, который будет соответствовать объему затраченных средств. Эльблонг, действительно, сейчас простаивает как порт", — говорит Иван Гуменюк.

Канал планирует активизировать его деятельность, но возникает вопрос: конкурентом кому будет выступать Эльблонг? И российские, и польские специалисты склоняются к тому, что, если канал построят, порт Эльблонг станет конкурентом другим польским портам — в Гданьске и Гдыне. Сможет ли он перетащить на себя такое количество грузов, чтобы строительство канала стало рентабельным? На этот счет у экспертов большие сомнения", — отметил ученый.

"Но решение принято. Если Польша начнет строить канал, то я считаю, что единственное здравое решение со стороны российских научно-исследовательских организаций — подключиться к общему экологическому мониторингу территорий. То есть пытаться максимально открыто и объективно отслеживать происходящие экологические ситуации", — заключает специалист.

Экологи против строительства

"Строить канал через Балтийскую косу нельзя. Если ее целостность будет нарушена, это отрицательно скажется экосистеме залива и косы", — отмечает председатель Калининградского регионального отделения Межрегиональной экологической общественной организации "Зеленый фронт" Олег Иванов.

Берег Балтийского моря - Sputnik Литва
Польша будет строить канал через Балтийскую косу

"Если говорить о Калининградском, или как его еще называют, Вислинском заливе, то однозначно изменится коэффициент солености воды, что может привести к различным экологическим последствиям, в частности, может достаточно сильно поменяться состав биологических ресурсов, промысловая направленность, в том числе и на российских территориальных водах", — отмечает эколог.

По словам эксперта, на косе со стороны Польши находится природный парк — особо охраняемая территория — и ореол обитания некоторых видов животных и птиц. Парк создавался с целью сохранения экосистемы косы, но если канал будет построен, то концепция природного парка нарушится.

"Известно, что наши коллеги — экологи из Польши активно выступают против строительства канала. Но, по всей видимости, в данном вопросе политика преобладает над здравым смыслом", — заключает эксперт.

Лента новостей
0