ВИЛЬНЮС, 6 мар — Sputnik, Галина Наумова. В конце февраля депутаты Сейма Польши приняли закон о строительстве канала через Балтийскую косу, который соединит Гданьскую бухту и Калининградский залив. По мнению российских специалистов, это может нанести огромный экологический вред заливу.
Доцент Института природопользования территориального развития и градостроительства Балтийского Федерального Университета (БФУ) имени Иммануила Канта Иван Гуменюк считает, что экологические риски проекта не просчитаны до конца.
"В прошлом году совместно с польскими коллегами мы реализовывали европейский проект касательно возможности развития Калининградского залива, в том числе изучался вопрос строительства канала через Балтийскую косу. Могу сказать, что в польской академической среде мнения неоднозначны — они разделилось 50 на 50. Есть сторонники строительства канала, которые обосновывают минимизированный экологический вред", — говорит Гуменюк.
"Есть люди, которые придерживаются обратной точки зрения, говоря, что экологические риски не просчитаны до конца, так как система Калининградского залива хрупкая и уникальная", — рассказывает специалист.
При этом российские ученые считают, что проведенных расчетов и исследований недостаточно для принятия однозначного решения. Строительство канала подразумевает технологические варианты, добавляет Гуменюк.
"Это — открытая система, и шлюзовая. Пока непонятно какой из вариантов будет окончательным. Больше, склоняются к шлюзовому: при котором взаимодействие между заливом и морем будет минимальным. То есть шлюзы будут открываться только на время прохождения судна. В теории это должно минимизировать обмен вод, и, соответственно, экологические последствия для залива", — заявил доцент.
Произвести расчеты экологических рисков непросто
По мнению ученых, если экологические последствия от строительства канала через год-два будут минимальными, то просчитать, что произойдет с Балтийской косой через 10-15 лет не представляется возможным.
"Чтобы провести такой расчет, требуются мощные математические аппараты, использование высокотехнологичных информационных кластеров. Эта работа требует больших финансовых вложений. Провести подобное исследование очень тяжело", — отмечает Гуменюк.
Помимо экологических вопросов, на большинство из которых пока нет ответов, есть еще и вопрос экономической целесообразности строительства канала через Балтийскую косу. Европейский Союз отказался финансировать данный проект.
"Теперь решение за Польшей. Если она готова строить, то исключительно на собственные средства. Строительство очень дорогое, и наши польские коллеги просчитывают его экономическую целесообразность: даст ли канал тот экономический эффект, который будет соответствовать объему затраченных средств. Эльблонг, действительно, сейчас простаивает как порт", — говорит Иван Гуменюк.
Канал планирует активизировать его деятельность, но возникает вопрос: конкурентом кому будет выступать Эльблонг? И российские, и польские специалисты склоняются к тому, что, если канал построят, порт Эльблонг станет конкурентом другим польским портам — в Гданьске и Гдыне. Сможет ли он перетащить на себя такое количество грузов, чтобы строительство канала стало рентабельным? На этот счет у экспертов большие сомнения", — отметил ученый.
"Но решение принято. Если Польша начнет строить канал, то я считаю, что единственное здравое решение со стороны российских научно-исследовательских организаций — подключиться к общему экологическому мониторингу территорий. То есть пытаться максимально открыто и объективно отслеживать происходящие экологические ситуации", — заключает специалист.
Экологи против строительства
"Строить канал через Балтийскую косу нельзя. Если ее целостность будет нарушена, это отрицательно скажется экосистеме залива и косы", — отмечает председатель Калининградского регионального отделения Межрегиональной экологической общественной организации "Зеленый фронт" Олег Иванов.
"Если говорить о Калининградском, или как его еще называют, Вислинском заливе, то однозначно изменится коэффициент солености воды, что может привести к различным экологическим последствиям, в частности, может достаточно сильно поменяться состав биологических ресурсов, промысловая направленность, в том числе и на российских территориальных водах", — отмечает эколог.
По словам эксперта, на косе со стороны Польши находится природный парк — особо охраняемая территория — и ореол обитания некоторых видов животных и птиц. Парк создавался с целью сохранения экосистемы косы, но если канал будет построен, то концепция природного парка нарушится.
"Известно, что наши коллеги — экологи из Польши активно выступают против строительства канала. Но, по всей видимости, в данном вопросе политика преобладает над здравым смыслом", — заключает эксперт.