ВИЛЬНЮС, 27 фев — Sputnik. В прошлую пятницу Сейм Польши утвердил законопроект о строительстве канала, призванного соединить Балтийское море с Калининградским заливом, сообщает Sputnik Polska. Теперь принятие этого документа Сенатом представляется чистой формальностью. Известно, что власти Вармии и Мазур, а особенно органы самоуправления Эльблонга уже многие годы выступают за строительство канала. Однако, этому решению противятся жители Крыницы Морской, а также экологи.
О том, какие могут быть последствия реализации этого проекта, в беседе со Sputnik Polska рассказал эксперт по Балтике, заслуженный эколог Российской Федерации, бывший депутат Калининградской областной Думы Феликс Алексеев.
— Экологические последствия строительства канала сквозь тело Вислинской косы зависит в значительной мере от того, какой будет проект.
Вариант №1: в теле косы прорывается судоходный канал для прохода судов шириной до 20 метров и осадкой четыре метра, то есть необходима глубина 5 метров для безопасного хода. В этом случае водообмен Вислинского залива с Балтийским морем резко увеличится. Если это будет просто сквозная дыра сквозь косу без углубления фарватера, но с укрепленными берегами, то последствия будут явно губительными для солоновато-водной экосистемы залива. Западная часть залива совершенно пресноводная и так называемый Калининградский залив в месте впадения реки Преголя также совершенно пресноводный. Поступление дополнительных соленых вод из Балтийского моря практически выровняет соленость залива с морем.
Таким образом, вся пресноводная фауна исчезнет. Создание нового канала в виде открытого прохода через косу чревато очень опасными последствиями для экосистемы, то есть пострадать могут основные рыбные богатства залива — пресноводные фитопланктоны, зоопланктоны и, главное, рыбные запасы, которые имеют очень важное значение для местного населения.
Вариант №2. Если проект предусматривает строительство канала со шлюзами, то поступления морской воды будут незначительны и сравнительно менее опасными для экосистемы залива. Следующая проблема заключается в том, что залив в польской акватории мелководный и для пропуска судов с большим водоизмещением необходимо будет рыть судовой ход с фарватером глубиной около пяти метров. Учитывая илистость и песчаный характер дна, борта такого судоходного канала будут неустойчивые и возникнет необходимость постоянного углубления дна, что также неблагоприятно скажется для экологии полузамкнутого Вислинского залива.
Таким образом, многое будет зависеть от проекта строительства канала. Россия будет внимательно следить за действиями польских строителей и не преминет выразить протест, если это будет создавать угрозу экосистеме и всему хозяйственному комплексу, который связан с ней.
— Регулируются ли такого рода проекты международными нормами и правилами?
— Поскольку Вислинский залив является трансграничным водным объектом, то существует международное правило согласования всех действий в его акватории, то польская сторона должна была согласовывать эти действия с Россией. Это международное право. Информации на эту тему немного, однако, исходя из написанного в прессе, можно предположить, что скорее всего уровень воды будет выравниваться с морем с учетом осадки судов на глубину до четырех метров, согласно представленному в Сейме проекту. Эти работы безусловно скажутся на гидрологическом режиме. Экологические последствия в любом случае будут очень серьезные, — сказал Алексеев.
Отметим, что авторы проекта при поддержке официальной Варшавы рассчитывали на финансовую помощь от руководства Евросоюза. Однако таковой не последовало из-за протестов экологов. Как пояснила еще в прошлом году официальный представитель Польского офиса Всемирного фонда дикой природы Марта Калиновская, проект, лоббируемый "Правом и справедливостью", "негативно повлияет на возможность достижения целей ключевых экологических директив Европейского союза".