ВИЛЬНЮС, 1 мар — Sputnik. 24 февраля Сейм Польши большинством голосов принял закон о строительстве канала, соединяющего Калининградский залив и Гданьскую бухту. Разработанный правительством и одобренный депутатами проект также позиционируется как инвестиция в обороноспособность и безопасность государства, сообщает Sputnik Латвия.
С латвийской стороны планы Польши вызывают опасения у руководителя экологической организации "Латвийский зеленый крест" Артурса Плотниекса: "Экологи относятся крайне негативно к идее строительства канала. Активное и грубое вмешательство в естественные природные процессы приводит, как правило, к очень печальным последствиям. Достаточно вспомнить, что, например, создание системы орошения привело к осушению Аральского моря. Я не говорю, что из-за канала высохнет та часть залива, которую Балтийская коса отделяет от остальной "большой воды".
"За столетия там сформировался уникальный природный климат: и на самой косе, и по берегам, и у дна. Могут быть совершенно непредсказуемые последствия, если огромную часть косы превратить в остров", — отмечает Плотниекс.
Есть все основания утверждать, что из-за политического решения Польши будет уничтожен уникальный природный объект. Остров, если он появится, просто замоет: постепенно будут уменьшаться берега, а одновременно с этим — гибнуть мир флоры и фауны. И что произойдет с экосистемой залива? Точно этого сейчас никто не скажет, но последствия могут быть необратимыми", — говорит Артурс Плотниекс.
Финансовая сторона вопроса
План Польши построить канал через Балтийскую косу, который должен соединить Калининградский залив и Гданьскую бухту, скорее всего, реализован не будет, считает эксперт ИАЦ МГУ по странам Балтии Сергей Рекеда. Смысл подобных проектов заключается в том, чтобы получать финансирование из европейских фондов.
"Аргумент о достижении независимости от России уже стал универсальным инструментом для лоббирования проектов в Европе, в том числе в странах Балтии и Польше, — рассказал политолог. — Скорее всего, частично будут запросы на финансирование из европейских фондов. Это уже отработанная схема для пополнения бюджета".
Изначально Польша рассчитывала на помощь ЕС, однако финансирования не последовало из-за протестов экологов. Эксперт по странам Балтии напомнил о попытках реализовать в регионе схожие инфраструктурные проекты, например, Литва пыталась построить мост на Куршскую косу. Этот проект также не удалось реализовать из-за экологических претензий.
"Цель — создать проект, который получает финансирование, а потом распределить средства между ведомствами или чиновниками. Суть проекта не имеет значения, это лишь способ получить дополнительные финансовые вливания", — подчеркнул Рекеда.
Доказать суверенитет
Вопрос достижения "независимости от России" для польских властей имеет принципиальный характер. Еще в ходе предыдущей предвыборной гонки в Сейм, лидер партии "Право и справедливость" Ярослав Качиньский делал ставку на продвижение идеи строительства канала и в сентябре 2014 года добился того, что министерство морского и внутреннего судоходства внесло проект в перечень приоритетных.
Позиция Качиньского и его партии в вопросе строительства канала строилась на утверждении, что заключенный между Варшавой и Москвой договор, регулирующий режим прохода судов в порт Эльблонга, — это свидетельство зависимости от России. Ставя основной задачей партии "раз и навсегда на сто процентов" покончить с любой угрозой суверенитету Польши, особенно со стороны восточного соседа, Качиньский активно продвигал идею канала через Балтийскую косу, не уставая напоминать избирателям, что речь идет об интересах военно-политического характера, а также о "сохранении определенного статуса" Польши.
Кроме того, политик и лидер нынешней правящий партии "Право и справедливость" предсказал, что Москва выступит против строительства такого канала. Хотя позиция России была ясна еще с момента первого выдвижения проекта в 2006 году.