02:43 25 Октября 2020
Прямой эфир
  • USD1.1856
  • RUB90.6421
    Колумнисты
    Получить короткую ссылку
    5407361

    Папа римский Франциск опубликовал новую энциклику о современном мире. Читать всем, кто идеализирует Запад

    "Всеобщее братство" (Fratelli tutti) – новая энциклика папы Франциска, в которой он открыто говорит об особенностях современного – по сути западного – мира на международном, государственном и индивидуальном уровнях. Желательно ознакомиться с документом целиком.

    Глобализация – это зло

    Следует сразу отметить, что, по словам папы, сегодня братство немногочисленно. Идея либеральной глобализации, имеющая двойной негативный эффект, все еще развивается на международной арене. Во-первых, это делает людей индивидуалистскими пользователями, которые могут сделать все, чтобы получить новую модель iPhone. Во-вторых, фактически делит мир на две части – так называемый золотой миллиард и всех остальных, которых можно безжалостно эксплуатировать (а при необходимости и уничтожить).

    Другими словами, права человека более-менее актуальны только для "своих". Однако даже последние рассматриваются в этой системе озверевшего либерализма (капитализма) не как живые организмы, а как материальные единицы производства, от которых, если они бесполезны (убыточны), можно легко избавиться. Франциск называет это "бездушным прагматизмом", главная цель которого – разделяй и властвуй, чтобы можно было еще больше обогатиться и политически доминировать за счет других.

    В то же время папа подчеркивает, что правда для этих деятелей заключается в том, что подходит только им. Следовательно, они могут оправдать любую войну или террористическую деятельность, если это в их интересах (в качестве примера можно привести западную политику в Сирии). А такие термины, как демократия, свобода или справедливость, в современном мире, по словам Франциска, потеряли свой идеологический вес, став объектом манипуляции.

    Он обращает особое внимание на то, что некоторые народы сами отказываются от основ своей идентичности и суверенитета и слепо служат тем, кто их просто эксплуатирует (что, по правде говоря, очень напоминает ситуацию в отношениях Украины и Литвы с США).

    В целом, по словам Франциска, вышеупомянутая схема эксплуатации рано или поздно заканчивается конфликтом. У истории нет конца (привет Фукуяме), и сегодня, по словам папы, по сути, уже идет мировая война, которую не останавливает даже ядерное сдерживание (в реальности последнее защищает только от глобальной катастрофы, пока что защищает…).

    Но не стоит думать, что у самого золотого миллиарда нет проблем.

    Национализм и опасность релятивизма

    По словам Франциска, горькая история должна была убедить человечество в том, что интеграция лучше национализма. Была надежда, что проект Евросоюза будет сопровождать успех. Однако сегодня ситуация в этой сфере ухудшается – многие снова пытаются сформировать свою идентичность, угрожая другим и отвергая их. За примерами далеко ходить не надо: трансатлантическое единство рушится, внутри ЕС нарастают разногласия. Говорить, что Европейский союз – это семья наций, смешно. Ходят даже слухи, что это новая тюрьма наций.

    В западных обществах ситуация еще хуже. Там политика уже не диалог идей, а популистская борьба связей с общественностью, в которой "пленных не берут". Другими словами, речь идет не о конструктивной конкуренции, а об игре с нулевой суммой, в которой может выжить только один (один политик, одно мнение), а противник должен быть уничтожен любым способом.

    Отчаянное противостояние бывает как вертикальным (элита против плебса), так и горизонтальным (ненависть внутри элиты и в обществе). Исключительно деструктивную роль в этом контексте, по мнению папы, играют социальные сети, которые не создают сообщества, а только поощряют отчуждение и агрессию. Не верите, что все это реально? Посмотрите, что происходит в США.

    Но даже не это самое худшее. Вероятно, самым жестоким, по мнению папы, является релятивизм, который разрушает традиции и мораль, разрушает человечность. Суть его в том, что нет объективных истин и ценностей, есть только то, что мы решили сами.

    Проблема в том, что решает (манипулятивно формирует мнение) не большинство обычных людей, а те, кто контролируют политику и экономику. И они решают, что на первом месте должен быть индивидуалистический материализм, а не какая-то "трансцендентная ерунда" – ни добра, ни зла, только потребление (те же принципы глобализации, только на национальном уровне).

    Мы редко смотрим на мир комплексно. Когда все его пороки судят по отдельности, как-то спокойнее, но когда все преподносится разом, согласитесь – выглядит ужасно. Но жить в иллюзии хуже, чем видеть и понимать правду. Поэтому большое спасибо Франциску за его работу. Следующий вопрос: что делать?

    Тень мирового правительства

    Во-первых, папа правильно указал, что нынешнюю систему нужно менять, а не улучшать. Это нужно было сделать после окончания холодной войны, а затем после кризиса 2007–2008 годов. Фундаментальные изменения сейчас вызваны коронавирусом. Но ничего не меняется. И не меняется потому, что узкие групповые интересы, которых все устраивает, не хотят ничего менять.

    Тот же коронавирус – отличная возможность заработать для производителей тестов, масок, перчаток. И не говоря уже о прибыли, которая попадет в нужные карманы после появления вакцин (только эти "противные" русские все портят, но ничего – нужно всех убедить, что их вакцина – это "Новичок").

    В качестве рецепта перемен Франциск предлагает единство и братство, основанное на традиционных ценностях как внутри стран, так и за их пределами. В то же время он подчеркивает, что единство (семья, компания, государство, международная организация) должно восприниматься не либерально (как совокупность отдельных единиц), а коллективно (как единое произведение).

    На международном уровне папа предлагает усилить роль ООН. Он не хоронит эту организацию. Однако возникает вопрос, не облекает ли он диктаторскую идею мирового правительства в красивые слова. Возможно, но в энциклике он неоднократно подчеркивает, что он против любого экономического, политического и культурного диктата. "Я, конечно, не предлагаю авторитарный и абстрактный универсализм, задуманный или спланированный небольшой группой и представленный как идеал уравнивания, господства и грабежа", – говорит Франциск, подчеркивая, что следует избегать концентрации власти в руках нескольких стран.

    Почему?

    С проблемами все ясно. И очень важно, что их сформулировал такой авторитет, как папа римский (если бы кто-то другой критиковал Запад подобным образом, его речи сразу же стали бы российской/китайской провокацией, пропагандой или ложью). То, что теоретически необходимо сделать в данной ситуации, тоже очевидно (больше братства, морали, человечности).

    Остается вопрос: почему папа опубликовал такую ​​резкую энциклику, которая эффективно сравнивает с землей социально-экономический и политический образ Запада, и почему он сделал это именно сейчас, еще и пообещав, что Церковь (которая является центром силы мирового уровня) не останется в стороне?

    Интересное совпадение. Главный архитектор глобализации, которую "разбил" Франциск, – США. Сейчас там правит Дональд Трамп, который постоянно нападает на социализм и которого поддерживает местная католическая церковь. Между тем папская энциклика носит именно социалистический характер, а в Европе социал-демократические идеи гораздо популярнее, чем в США. Таким образом, Франциск, возможно, решил присоединиться к противостоянию США и ЕС на европейской стороне и стать одним из столпов европейской самостоятельности.

    А может, его обращение – просто призыв "доброго самаритянина" к пробуждению человечества…

    Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

    Теги:
    Европа, Запад, Папа Римский Франциск
    Загрузка...


    Главные темы

    Орбита Sputnik