ВИЛЬНЮС, 8 ноя – Sputnik. Власти Литвы должны отказаться от "русской" железнодорожной колеи и заменить ее на европейскую, заявил депутат Сейма Литвы от оппозиционной партии "Союз Отечества — Христианские демократы Литвы" Арвидас Поцюс.
Он напомнил, что большая часть литовских железных дорог имеет колею шириной в 1520 миллиметров, которая появилась еще во времена Российской империи, в то время как Европа использует более узкую колею в 1435 миллиметров.
"Всего несколько сантиметров этой разницы является одной из самых очевидных инфраструктурных границ [Литвы] с Польшей и всем Западом… Груз приходится перегружать, а вагоны менять или адаптировать. Это требует времени, денег и снижает привлекательность Литвы как транзитной страны. Из-за разной ширины колеи Литва ежегодно несет убытки из-за снижения потенциальных доходов от логистики", - передают его слова литовские СМИ.
По его утверждению, из-за ширины колеи также падает конкурентоспособность Клайпедского порта, в котором с 2022 года из-за санкций против РФ и Белоруссии рухнул грузооборот, поскольку перевозить грузы через Польшу или Германию, где поезда могут ходить без технических препятствий, дешевле и проще.
"Широкая колея в Литве также подразумевает определенную зависимость от инфраструктуры стран Восточной Европы. Некоторые запасные части, технологические стандарты и даже подвижной состав связаны с российскими или белорусскими железнодорожными системами. Это также становится проблемой безопасности. Проще говоря, сегодня наши рельсы по-прежнему ведут в Москву и Минск, а не в Берлин или Париж", - пожаловался он.
В его представлении, властям Литвы надо "серьезнее отнестись" к изменениям в железнодорожной инфраструктуре.
"Мы можем отказаться от "русской" широкой колеи и заменить ее на европейскую. Это позволит поездам ходить без остановок из Литвы в Берлин. Мы добьемся более быстрой и дешевой перевозки грузов, более надежного логистического маршрута, большей выгоды для бизнеса и Клайпедского порта. Благодаря европейской колее также могут увеличиться пассажиропотоки — высокоскоростные поезда станут реальной альтернативой путешествиям на автомобиле или самолете", - считает парламентарий.
Кроме того, по его словам, Литва получила бы полностью скоординированную с союзниками по НАТО инфраструктуру – это обеспечило бы военную логистику и транспортировку гуманитарной помощи в случае войны или кризиса.
"Развитие инфраструктуры, важной для военной мобильности, идет не так быстро, как хотелось бы. В нынешнем геополитическом контексте быстрая и эффективная переброска воинских подразделений, техники и другого имущества, предусмотренная оборонными планами НАТО, из одного региона в другой крайне важна", - подчеркнул Поцюс.
Также отказ от "русской" колеи позволил бы, по словам политика, "предотвратить" быструю переброску "вражеских сил" в Литву.
"Литва уже активно строит Rail Baltica – первую по-настоящему европейскую железную дорогу, соединяющую страны Балтии с Польшей и всем ЕС. Однако это лишь один коридор. Если мы хотим, чтобы вся страна пользовалась современной транспортной сетью, европейская колея нужна не только от Каунаса до Польши, но и до Вильнюса, Клайпеды, Шяуляя, Паневежиса, Алитуса. В этом случае Литва станет не железнодорожным "тупиком", а связующим звеном между Северной и Западной Европой", - заявил парламентарий.
По его мнению, переход на европейскую колею является стратегическим шагом, который укрепляет выбор Литвы в качестве полноправной части европейской инфраструктуры.
"Так же, как мы когда-то ввели евро, теперь мы должны ввести европейский железнодорожный стандарт. Это наше прощание с царским и советским прошлым, которое до сих пор измеряется 1520 миллиметрами", - констатировал он.
Ранее депутат Европарламента от Литвы Виргиниюс Синкявичюс заявил, что Евросоюз вряд ли найдет деньги для инвестиций в транспортный сектор Литвы, связанных с переходом на европейскую железнодорожную колею и прокладку новых железнодорожных путей.
По его словам, одним из основных аргументов для получения финансирования является обеспечение загрузки и использования инфраструктуры. При этом балтийской республике будет "очень сложно обосновать, что модернизированная колея вдруг станет прибыльной и ее загрузка будет достаточной".
Магистраль Rail Baltica, длина которой составляет 870 километров, должна связать государства Западной Европы со странами Балтии через Варшаву, Вильнюс, Каунас, Ригу, Таллин и далее, с помощью парома, с Финляндией. Железная дорога будет построена на европейской колее шириной 1435 миллиметров.
Проект соединения железных дорог стран Балтии с Европой планирует завершить в 2030 году. Трасса пройдет от Таллина до Риги, Каунаса с ответвлением на Вильнюс, Варшаву. Литовский отрезок составит 392 километра.
Как неоднократно отмечали эксперты, с точки зрения экономики и логистики проект является проигрышным и невыгодным. При этом его основное применение, несмотря на заявления властей Балтии, лежит скорее в плоскости использования для военных нужд.
При этом транспортный сектор балтийской республики столкнулся с серьезными трудностями на фоне политического конфликта с Россией и Белоруссией, длительных антироссийских санкций, а также закрытия восточных рынков. Эти факторы привели к потере Литвой доходов от транзитных грузов в десятки миллионов евро и резкому сокращению объемов транзита.
В частности, глава Клайпедского порта Альгис Латакас признал, что транзит грузов через Клайпедский порт за последние четыре года сократился примерно с 40 до пяти процентов от общего грузопотока. По его словам, объемы перевалки грузов в порту снизились из-за "геополитической ситуации".
Он также заявил, что Клайпедский порт пытается найти клиентов в странах Центральной Азии из-за сокращения грузов из России и Белоруссии, однако с переориентацией возникают сложности.
Читайте Sputnik Литва в MAX! Еще больше оперативной, свежей и интересной информации.