На фоне специальной военной операции России на Украине и оголтелой русофобии на всех фронтах вплоть до олимпийского движения в Литве решили покончить с русскими школами. Первый удар нанес теперь уже экс-министр образования, науки и спорта Гинтаутас Якштас. В начале года он открыто заявил о планах правящего большинства ликвидировать школы национальных меньшинств, в частности, русские учебные заведения – школы и детские сады.
"Выпускники русских школ сталкиваются с проблемой самореализации. Это, а также трудоустройство на высококвалифицированные места им дается труднее, чем сверстникам из литовских школ. Это связано с недостаточным владением литовским языком, уроков которого в начальной русской школе на 30 процентов меньше, чем в литовской", - заявил тогда Якштас.
В мэрии Вильнюса, в чьем подчинении находится большинство русских школ, услышали министра и сразу сообщили, что запрещают некоторым русским школам набирать первые и одиннадцатые классы. В общем, дали понять, что начнут затягивать удавку на русскоязычном образовании. При этом польские школы пока решили не трогать. Но именно политическое крыло польской общины первыми вступились за русских.
В начале марта поляки провели митинг по защите школ нацменьшинств, на который пришли более трех тысяч человек. Накануне акции протеста в русские школы Вильнюса из мэрии звонили с угрозами – если директор школы будет замечен в толпе митингующих, то будет уволен на следующий день. Но массовость и решительность представителей нацменьшинств, видимо, охладили горячие головы столичных правящих консерваторов-либералов. И они решили нанести удар с другой стороны
Уйдя в отставку из-за провала реформы с госэкзаменами, Якштас передал эстафету министру юстиции Эвелине Добровольской.
Глава юридического ведомства подготовила иезуитский проект закона "О национальных меньшинствах", по которому на государственном уровне будут сохранены только польские школы, а вот судьба русских и белорусских будет решаться на местном уровне. В Вильнюсском самоуправлении уже намекают директорам русских школ, что их дни сочтены.
На прошлой неделе Добровольская представила "на суд общественности" свой проект закона. После обсуждения его в общинах уже на этой неделе проект собираются представить Сейму.
"Вероятно, что представление [законопроекта] состоится, желание что-то сделать будет еще раз будет проявлено, но он присоединится к тем законопроектам, которые внесены, но лежат в комитетах и которые комитеты не рассматривают. <…> На мой взгляд, это своего рода политическая уловка перед выборами… Мне кажется, это чисто политический ход, чтобы показать, что мы что-то сделали", - заявила депутат Сейма от "Избирательной акции поляков Литвы – Союза христианских семей" (ИАПЛ-СХС), экс-министр внутренних дел Рита Тамашунене.
Парламентарий напомнила, что в настоящее время в канцелярии Сейма находятся как минимум пять подобных проектов закона "О нацменьшинствах", но ни один из них не продвинулся дальше стадии представления. Один из вариантов был подготовленный ИАПЛ-СХС еще десять лет назад.
"Иначе [в проекте Добровольской] расставлены слова, и одним из нововведений является предлагаемый дополнительный совет. Не только Совет общин национальных меньшинств, но и Совет по образованию национальных меньшинств", - отметила Тамашунене, указав, что основная часть мер предлагалась уже давно.
Напомним, что существовавший с 1989 года закон "О национальных меньшинствах Литвы" утратил силу 1 января 2010 года из-за того, что большинство его положений были разработаны еще в советские годы и по понятным причинам устарели. Новый же закон так до сих пор и не принят, хотя этого уже неоднократно требовали в Брюсселе и напоминали, что еще в 2000 году Литва ратификацию Конвенции о защите нацменьшинств Евросоюза.
Что ждут от закона нацменьшинства, живущие в Литве русские и белорусы? В первую очередь, новый закон, если он когда-либо будет принят, должен гарантировать сохранение образования на родном языке, поддержку государственных школ с преподаванием на языках нацменьшинств.
В варианте же законопроекта предложенного Добровольской эти права будут гарантированы на государственном уровне только тем общинам, родным языком которых является один из языков Европейского союза, по факту - только полякам.
Кстати, а какая судьба в таком случае ждет еврейскую школу, которую поддерживает и спонсирует Израиль? Ней министр юстиции, видимо, вообще забыла.
Сегодня гражданами Литвы, имеющими право голоса, являются представители более 40 национальностей. Это и грузины, и армяне, и азербайджанцы, и татары. И всем им госпожа Добровольская отказывает в праве на сохранение своей национальной идентичности – сохранении языка.
Только русские Литвы составляют около пяти процентов населения. А вместе с поляками русско-польский электорат – это более десяти процентов избирателей. Все же нацменьшинства составляют более 15 процентов граждан Литвы. И все они в день выборов приходят на избирательные участки. Столь существенный отряд избирателей никто из политиков не хочет терять и перед выборами им – нацменьшинствам - обычно обещают золотые горы, а после выборов быстро забывают о данных обещаниях.
Вот и президент Литвы Гитанас Науседа за пять лет своего срока полномочий так и не удосужился уделить внимания проблемам нацменьшинств. Сегодня его больше волнуют права украинцев, чем собственных граждан. Главная же соперница Науседы на предстоящих через три недели президентских выборах - премьер-министр Ингрида Шимоните - открыто заявила, что о ней как о будущем президенте лучше всего говорят ее дела на посту главы правительства. Ну а министр образования и министр юстиции находятся как раз в ее подчинении.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.