В Литве на этой неделе прошло заседание Государственного совета по обороне. Литовские спецслужбы озвучили свое видение "стратегических угроз". Не обошлось и без упоминания России, которая регулярно фигурирует в отчетах Департамента госбезопасности (ДГБ) как одна из страшнейших напастей.
В частности, руководитель ДГБ Дарюс Яунишкис заявил, что спецслужбы ждут более активного давления со стороны Кремля "по вопросам Калининградской области".
"Они считают Калининград своей уязвимой частью. Мы можем ожидать агрессивной риторики в отношении Литвы", - утверждает он.
Любопытно, что в ДГБ полагают, будто Москва готовится к длительной конфронтации с Европейским союзом и США. И более того, у России есть много средств и "инструментов" для достижения этой цели, а значит, столкновение "неминуемо". Такая аналитика в исполнении Литвы, по замыслу, должна подстегнуть западных партнеров и дальше милитаризировать страны Балтии.
Кроме страданий на российскую тему другого способа выбивать из ЕС и США деньги власти Литвы за 30 лет так и не изобрели.
В конце концов, квартиры литовских чиновников сами себя не купят и дома сами себя не построят.
Будем пакостить транзиту, как можем и не можем
Если же вспомнить недавнюю историю, именно Литва в ответе за ухудшение межгосударственных отношений. Помимо того, что все эти годы балтийская республика всеми силами стремилась к эскалации, пользуясь бесконечным терпением России, Вильнюс не оставлял надежды нарушить транзит в Калининград. И это при том, что даже в Брюсселе признавали, что разрыв соглашения станет грубейшим нарушением европейского законодательства.
Проблемы с калининградским транзитом в Калининград возникли летом 2022 года, когда Вильнюс запретил перевозку подсанкционных грузов через свою территорию, нарушив постановление ЕС. Эти ограничения распространялись на стройматериалы, металл, цемент, удобрения, алкоголь и другие товары.
ЕС запретил автотранспортный транзит санкционных грузов в Калининградскую область, но разрешил перевозки по железной дороге. Литва исполняет поручение с явной неохотой – стоит вспомнить задержки на границе, которые объясняются литовской стороной "тщательными проверками". На деле же заботой об исполнении закона там и не пахнет.
Литовские власти из кожи вон лезут, чтобы осложнить жизнь калининградцам. При этом они пытаются усидеть на двух стульях – остаться "белопушистыми" в глазах Брюсселя и воткнуть палки в колеса транзитному транспорту. Спасибо, что пока не в буквальном смысле.
Регулярно вспоминают про Калининград и в вильнюсских высоких кабинетах. Например, недавно глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис посетовал, дескать, калининградский транзит стал "камнем на шее" Литвы. Якобы из-за соглашения ЕС и России Литва до сих пор не может поменять колею железнодорожных путей от Белоруссии до Калининграда с "советской" на "европейскую".
Литовским чиновника очень не хочется, чтобы Россия защищала себя и свои интересы, вот и выдают каждое действие Москвы за "агрессию" или "угрозу".
Хотя если бы не пакости литовских властей восточному соседу, и "защищаться" бы ни от кого не пришлось.
Согласно последним подсчетам, ущерб от ограничений сухопутного транзита в российский регион через Литву составляет почти два миллиарда рублей в год. Но Литва, лишившаяся в том числе белорусского транзита, кормившего порты и железную дорогу страны, потеряла гораздо больше.
Разумеется, для бюджета РФ такие потери гораздо менее чувствительны, чем для Литвы, которая сводит концы с концами только благодаря европейским дотациям. Однако это не повод, чтобы позволять литовским вредителям и дальше нагнетать ситуацию. И Россия здесь находится полностью в своем праве.
Что думают в РФ
Россия, несмотря на давление со стороны западных партнеров, имеет возможность добиться полной независимости от решений Литвы по транзиту в российский регион, о чем недавно сказал губернатор Калининградской области Антон Алиханов.
У России достаточно судов для морских перевозок, да и субсидирование морской линии более выгодно. Некоторые региональные компании уже начали заниматься этим вопросом.
Такими темпами Литва вообще может лишиться всех транзитных потоков – и пусть литовская экономика не благодарит.
Стоит отметить, что ситуация с транзитом находится на контроле у высшего российского руководства. По последней оценке президента РФ Владимира Путина, ситуация понемногу исправляется.
Это вовсе не результат "сговорчивости" западных партнеров. Просто президент прилетает в Калининград работать, "а не месседжи посылать", как справедливо выразился Дмитрий Песков.
В то время как все, что может делать Литва – бряцать оружием около российских границ и устрашать российской "угрозой" своих же партнеров по альянсу, чтобы, когда Вильнюс справедливо щелкнут по носу, орать вдвое громче ради денег и танков.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.