Прибалтийские народы — эстонцы, латыши и литовцы — вымирают. Их численность осталась в пределах одного-двух — или максимум трех — миллионов. Чтобы хоть как-то замедлить процесс, они стараются закрыться в своих границах — и сохранить вымирающие языки.
Вот латыши, к примеру, изуверским способом пытаются "очистить" свою территорию от русскоязычных граждан, которых в стране более 40 процентов населения. Тех, кто не сдаст экзамен по госязыку, попросту выгонят из республики в никуда.
Эстонцы запретили даже в детских садиках говорить на русском. Образование даже детей с физическими и умственными недостатками теперь – только по-эстонски. За нарушение – штраф педагогу и администрации учебного заведения.
А в Литве свое пренебрежение к гражданам иной национальности красноречиво, уже не раз, выразил председатель Государственной инспекции по литовскому языку Аудрюс Валотка. Он возмущался тем, что "понаехавшие" в Литву иностранцы никак не хотят учить "великий и могучий" литовский язык.
"Права детей, которые нарушаются всякими таксистами, говорящими на языках каких-то чурок", — в сердцах выпалил Валотка во время конференции REDA.
Что и кого имел ввиду ревнитель литовского языка под словом "чурки", нетрудно догадаться. Все граждане бывшего СССР в балтийской республике, естественно, общаются между собой на русском языке. Кстати, это косвенно поощряет и правительство, разрешив, например, украинцам работать даже врачами и медсестрами без знания государственного языка.
Но не только по поводу них возмущается господин Валотка. Он недавно посмел оскорбить и коренных жителей Литвы – поляков, коих в стране почти 200 тысяч. Выступая на национальном радио в рамках дискуссии о двуязычных табличках в местах компактного проживания поляков, Валотка внезапно сравнил ситуацию в этих районах с Донбассом.
"Ну и что, что они [литовские поляки] хотят. Русские там, допустим, хотят надписи на русском в Донбассе, [надписи] на украинском им, наверное, не нужны. Это оккупационная зона, где была яростная полонизация литовцев, поэтому если всю территорию обозначить надписями на польском, я думаю, сопротивление будет очень сильным", - заявил безапелляционно руководитель Госинспекции.
Эти слова вызвали возмущение в польской среде. Мэра Вильнюсского района Роберт Духневич и посол Польши в Литве Константин Радзивилл потребовали от министра культуры дать оценку заявлению чиновника. А президент Литвы Гитанас Науседа строго указал Валотке на недопустимость политиканства.
Но самое интересное в том, что ни министр, ни президент не могут просто взять и снять с должности агрессивного и нетолерантного чиновника, поскольку тот не является представителем политического доверия. Валотка - государственный служащий, и уволить его в случае вынесения вотума недоверия не представляется возможным.
"Поскольку он не является должностным лицом личного доверия, сейчас возникнут некоторые процедурные сложности, и это, конечно, не пойдет на пользу ни ему, ни другим, да и у нас нет времени каждую неделю оценивать, что сказал Валотка или что он имел в виду", - рассудил министр культуры Симонас Кайрис после скандала с "чурками".
Глава культурного ведомства лишь рекомендовал Валотке уйти "по собственному желанию". Тот, разумеется, ответил категорическим отказом. Ведь, как он начал уверять еще до предъявлений Кайриса, его слова о "чурках" не так поняли.
"Я говорил "на тюркских", произнес "на языках чурок", - оправдался Валотка.
Но не только глава Госинспекции по литовскому языку вольно обращается с языком. Языки "распустили" и другие чиновники. Вот глава Департамента права Нацагентства платежей, депутат горсовета Вильнюса Аудрюс Скайтис во время дискуссии о забастовке учителей называл педагогов не иначе как "бройлерами" и "нытиками", а лидеров профсоюзов — "коммуняками, а не учителями".
"Если вы будете ныть, создадите только страну, где будут нытики и размазня, такую страну нельзя называть Литвой", - заявил Скайтис.
Примечательно, что Скайтис — муж министра финансов Литвы Гинтаре Скайсте и член крупнейшей правящей партии – "Союза Отечества – Христианских демократов". Ну и чему тогда тут удивляться? Ведь еще в начале срока полномочий правящей коалиции премьер-министр Литвы, а потом — и консерватор Ингрида Шимоните в грубой форме послала избирателей куда подальше.
"Сейчас результаты выборов такие. И если людям не нравится эта власть, не нравятся эти председатели комитетов, не нравятся этот премьер-министр и министры, то они смогут прийти на выборы в 2024 году и выбрать тех председателей, которые им нравятся", – заявила тогда Шимоните.
И вот теперь, через год, осенью 2024-го, в Литве пройдут очередные парламентские выборы. В своих агитационных речевках и листовках консерваторы будут рассказывать, как много хорошего они сделали для литовского народа за четыре года своего правления.
Не забыли бы только цитировать все в новом формате общения с избирателями — с грубостью, хамством и оскорблениями. Для полноты картины, так сказать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.