Под Православную церковь Литвы, пока еще находящуюся в лоне Московского патриархата, заложили, фигурально выражаясь, бомбу. Пятеро молодых (по меркам служения) священников возомнили себя выразителями идей и мыслей всей ПЦЛ с многовековой историей.
Примечательно, что шайку раскольников возглавил самый молодой из пятерки — священник Гинтарас Сунгайла. Общеобразовательную школу закончил в 2010 году, а в сан священника был рукоположен митрополитом Виленским и Литовским Иннокентием лишь пару лет назад. До этого в 2019 году закончил обучение в православной семинарии и — внимание — Литовском университете Витаутаса Великого. То есть молодой человек идейно (по поводу "независимости" Литвы) был подкован основательно.
В кулуарах ПЦЛ священники давно слышали из уст Виталия Моцкуса и Гинтараса Сунгайлы раскольнические намеки, что надо бы отделяться от Московского патриархата по украинскому сценарию. Мол, не хотим ничего общего иметь с "москалями-варварами". А после 24 февраля 2022 года к вышеуказанным персонажам добавился и священник-франт Владимир Селявко, а также Виталис Даупарас и Георгий Ананьев.
Они демонстративно стали нарушать канонический порядок служб — перестали поминать во время служения Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. А когда руководство ПЦЛ в лице митрополита Иннокентия и епископа Амвросия деликатно указало своевольникам на недопустимость подобного нарушения канонов, они побежали через СМИ жаловаться литовским властям. То есть по всем канонам Церкви совершили клятвопреступничество. А после долгих душевных бесед и увещеваний со стороны руководства ПЦЛ сначала были "запрещены во служении", а затем и вовсе лишены священнического сана.
Дальше раскольники побежали жаловаться на притеснение уже в Константинополь к патриарху Варфоломею, который ранее выдал томос об автокефалии неканонической украинской церкви во главе с "митрополитом" Епифанием, рукоположенным "патриархом" Филаретом, преданным анафеме в 1997 году. Анафему (отлучение от церкви) Филарета, кстати, признал и сам Варфоломей. Но, забыв об этом, он в январе 2019 года выдал томос украинским раскольникам из ПЦУ.
Сегодня этот фортель пытаются провернуть в Литве. Пятерка раскольников, ссылаясь на якобы "верховенство" Варфоломея над всем мировым православием, подала апелляцию в Константинопольский патриархат. И тот, обрадовавшись, что в очередной раз можно сделать гадость Московскому патриархату, с удовольствие подмахнул "маляву" для литовской шайки.
"После тщательного изучения рассматриваемых дел было установлено, с одной стороны, что они были окончательно осуждены своей церковной властью, которая вынесла приговоры, а с другой стороны — что причины, по которым были вынесены эти приговоры, были основаны абсолютно не на церковных критериях, а на справедливом несогласии вышеупомянутых клириков с войной в Украине. По этой причине Его Всесвятейшество, рассмотрев эти апелляции в последней инстанции, рекомендовал Святейшему и Священному синоду отменить наложенное на них прещение лишением сана и восстановить их в их бывших церковных степенях, что и было единогласно решено", — цитируют СМИ выдержку из коммюнике Константинопольского патриархата, опубликованного на официальном сайте.
Там же сказано, что Константинополь вернул в священный сан пятерых извергнутых из него литовских православных и включил их в число служителей патриархата. То есть они теперь подчиняются Константинополю, а речи о Православной церкви Литвы пока нет.
Дело в том, что в пятерке раскольников нет ни одного монаха. А предстоятелем церкви может стать только монах саном не ниже епископа, а получить такой статус ой как непросто. Для этого надо сначала стать рядовым монахом — доказать верность служению Церкви своим смирением и послушанием. Затем — саны иеромонаха (священника), игумена, архимандрита. И только пройдя эти ступени, можно стать епископом, архиепископом, митрополитом и патриархом одной из 18 автокефальных (независимых) православных церквей.
На Украине раскольническую церковь удалось учредить благодаря Филарету, который был "законным" митрополитом Русской православной церкви и даже одним из претендентов на патриарший престол. Но "не вынесла душа" митрополита, когда патриархом Московским и всея Руси был избран Алексий Второй — и он подался в раскол, доведший его до анафемы. Об этом много уже сказано и написано.
А вот среди монахов Свято-Духова монастыря Вильнюса не нашлось "местного иуды", который соблазнился бы епископальным посохом. Видимо, теперь кандидата будут искать в Константинопольских палатах. А пока что пятерка новоиспеченных варфоломеевцев озабочена поиском помещения для проведения своих обрядов. Видимо, изучают украинский опыт по силовому захвату храмов канонической ПЦЛ.
Мечта Запада — раскол всемирного православия
Уже давно понятно, что война Запада против России — это еще и война против мирового православия, моральным и духовным лидером которого является Московский патриархат. И это при том, что по всем канонам Константинопольского патриарха поминают первым в списке предстоятелей 18 автокефальных православных церквей.
А издание "Православный мир" напоминает, что еще в мае прошлого года, перечисляя, как принято, предстоятелей поместных православных церквей, предстоятель канонической Украинской православной церкви митрополит Онуфрий называл патриарха Московского и всея Руси Кирилла третьим после патриархов Антиохийского и Иерусалимского, как делают главы автокефальных церквей.
"Святейшие православные патриархи: Антиохийского Иоанна, Иерусалимского Феофила, Московского и всея Руси Кирилла, Грузинского Илию, Сербского Порфирия, Румынского Даниила, Болгарского Неофита, блаженнейшие архиепископы и епископы: Албанского Анастасия, Польского Савву, Чешских земель и Словакии Ростислава, Американского и Канадского Тихона… да помянет Господь во Царствии Своем всегда, ныне и присно и веки веков", — возгласил митрополит Онуфрий во время Великого входа.
Правда, Онуфрий пропустил принятую ранее при упоминании патриарха Московского формулировку "великого господина и отца нашего", но при этом не упоминались имена признавших раскольническую украинскую церковь патриарха Константинопольского, а также предстоятелей Элладской, Кипрской и Александрийской православных церквей. А 27 мая Собор Украинской православной церкви принял изменения в устав, которые, как было объявлено, делают УПЦ независимой (от Московского патриархата), а также выразил несогласие с позицией патриарха Кирилла по поводу происходящего на территории Украины.
Кстати, попытки Константинопольского патриарха зайти на каноническую территорию Московского патриархата начались сразу после распада Советского Союза. И первой жертвой в 1992 году стала Эстонская православная церковь.
Сейчас на территории балтийской республики сосуществуют две юрисдикции: Эстонская православная церковь (ЭПЦ) Московского патриархата и Эстонская апостольская православная церковь (ЭАПЦ) Константинопольского патриархата. Обе заявляют о своей автономии, но при этом не признают автономный статус друг друга.
Официальный Таллин с самого начала благоволил структурам, отделившимся от Москвы: именно они получили практически все церковное имущество, конфискованное в годы советской власти. ЭПЦ МП (в составе которой более 85 процентов православного населения Эстонии) была лишена этих имущественных прав, а потому в большинстве случаев сегодня вынуждена арендовать у государства те храмы, в которых уже много лет совершает богослужения. Такова, увы, не очень благостная картина церковной жизни страны.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.