Бюджет трещит по швам, долговая нагрузка превысила все допустимые уровни. И это только начало. Что будет с Европой — в материале Натальи Дембинской для РИА Новости.
Трудная экономия
Сейчас в ЕС выкручиваются по-всякому: переходят на уголь, увеличивают импорт сжиженного газа (СПГ).
Планы амбициозные: сократить потребление российского топлива на 66%, а к 2027-му покончить с этим полностью. Речь в частности, об ускорении перевода на возобновляемые источники. Но зеленые планы пока особых надежд не внушают. У энергетических компаний нет достаточного опыта в строительстве ветряков, логистике, распределении и управлении мощностями.
Экономить получается с трудом. В Федеральном сетевом агентстве ФРГ признали: ни предприятиям, ни домохозяйствам это толком не удается.
"С поправкой на температуру потребление в 48-ю и 49-ю календарные недели было всего на 12 процентов ниже контрольного значения последних четырех лет и, таким образом, находится в критическом диапазоне", — отметил регулятор.
По данным Международного энергетического агентства (МЭА), годовой спрос на газ в Европе уменьшился на 50 миллиардов кубометров. Однако в 2023-м предсказывают дефицит — 27 миллиардов. И это вполне реалистичный сценарий: российские поставки прекратятся, а китайский импорт СПГ восстановится до уровня 2021 года.
Расчеты не оправдались
К зиме тем не менее подготовились, ПХГ заполнили почти на 90%. Нехватку трубопроводного импорта покрывали в основном за счет СПГ: в январе-октябре поставки выросли почти в 2,5 раза (с 44,5 до 107 миллиардов кубометров). Это удалось из-за падения потребления топлива в Азии в связи с ковидом.
Оценили и расходы на "газозамещение". Согласно плану, обнародованному еще в мае, отказ от голубого топлива и решение сопутствующих проблем должно было обойтись в 220 миллиардов долларов. Вышло побольше: вместе со всеми пакетами помощи, субсидиями и мерами по защите потребителей от ценовых скачков к концу ноября счет превысил 700 миллиардов.
По данным аналитиков Bloomberg, потери европейцев от газовых маневров и того масштабнее — почти триллион долларов. И это еще цветочки.
Борьба за танкеры
Россия уже не поможет Европе сформировать запасы, достаточные для прохождения следующей зимы.
"Усилится конкуренция за СПГ-танкеры", — предупреждает Bloomberg.
А там и так беда. Ставки фрахта взлетели: к середине октября, по сведениям Baltic Exchange, — до 450 тысяч долларов в сутки, в шесть раз больше, чем в январе. Доставка нефти с Ближнего Востока в Японию подорожала на 100 процентов.
Так, в конце октября Shell зафрахтовала танкер Yiannis для отправки в Европу по 400 тысяч долларов в сутки. GAIL India получила Schneeweisschen за 360 тысяч.
Азия просыпается
Европе остается лишь наращивать закупки дорогого СПГ. Но, отмечают экономисты, это будет все сложнее: Азия выходит из спячки. По подсчетам China National Offshore Oil, импорт сжиженного газа в КНР в 2023-м увеличится на семь процентов. Та же динамика в Японии, Пакистане и Индии. Чтобы конкурировать с азиатскими покупателями, Евросоюзу придется платить еще больше — и за газ, и за транспортировку.
Европейский аналитический центр Брейгеля утверждает, что "энергетический голод" растянется на годы и расходы взлетят. Деньги же брать особо неоткуда: госбюджеты ЕС истощены. А долговая нагрузка почти половины европейских стран превышает установленный в Евросоюзе лимит в 60%.
Эксперты считают, что ситуация может отчасти выровняться лишь в 2026-м, когда Катар и США увеличат производство СПГ. А до тех пор удел ЕС — гонка за пополнением запасов к каждой зиме.
Европейские фьючерсы на газ после пиковых июльских 345 евро за мегаватт в час опустились до 135. По оценкам Bloomberg Economics, если котировки снова поднимутся до 210, траты на голубое топливо достигнут пяти процентов ВВП.
Это создает риск того, что непродолжительная рецессия перейдет в глубокий экономический спад. И европейские правительства уже не смогут субсидировать как энергетические компании, так и население.