Когда пришла новость о том, что на польской территории упала какая-то ракета, которая убила двух человек, многие заволновались, поскольку запахло прямым столкновением России и НАТО. В такой ситуации лучше всего сохранять спокойствие, выяснить, что произошло, и не делать необдуманных заявлений. Но изначально последовала череда странных заявлений.
Для начала какой-то непонятный высокопоставленный представитель разведки США на условиях анонимности заявил Associated Press, что в Польшу прилетели якобы российские ракеты. Дальше об этом же в соцсетях написал министр обороны Латвии Артис Пабрикс. В Литве на центральном телевидении по горячим следам выступил эксперт, который без тени сомнений обвинил в произошедшем Россию и добавил, что Москва, вероятно, будет все отрицать, так как якобы "постоянно врет" и может обвинить во всем Киев или даже марсиан.
Литовским официальным лицам (как эстонским и польским), как ни удивительно, хватило выдержки не делать поспешных заявлений, чтобы потом не выглядеть по меньшей мере глупо. Постепенно от официальных представителей США публично и на уровне СМИ стали поступать сигналы, что в Польше упала украинская ракета ПВО, которая пыталась сбить российскую.
В итоге западная позиция свелась к тому, что ракета украинская, но в целом виновата Россия. Казалось бы, инцидент исчерпан — вина на Москве, но НАТО не надо с ней воевать.
Но тут произошло неожиданное. Украинская сторона начала ответственно заявлять, что она тут ни при чем, а Польшу атаковали "российские ракеты". Из США Киеву быстро дали понять, что не следует так говорить, поскольку все достаточно очевидно, но это имело лишь скромный эффект, и киевские власти упорно настаивали на своем.
В данном контексте возникает вопрос: высокопоставленный представитель американской разведки, министр обороны Латвии и, наконец, президент Украины, которые все обвинили Россию, — это что? Особенно удивил американский разведчик, который не мог не знать, что у Вашингтона достаточно данных, опровергающих его заявление, и Владимир Зеленский, который позволил себе спорить с президентом США.
И вот тут можно обратиться к одной системной версии того, что происходит в отношениях России и Запада в контексте СВО. Вариант является во многом теоретическим (из-за отсутствия прямых доказательств), но объясняет вышеупомянутые нестыковки.
Есть мнение, что позиция Запада неоднородна — часть элиты выступает за более жесткую конфронтацию с Россией (считается, что это британцы и частично американцы), а другая часть всеми силами избегает эскалации конфликта с вовлечением в него НАТО.
Теперь накладываем эту схему на эпизод с ракетой и получаем следующее: вышеупомянутые лица (американский разведчик, латвийский министр и украинский президент) могли сработать как проводники позиции сторонников обострения конфликта Запада с Россией.
И даже не столь важно, украинская ракета попала в Польшу сознательно "под прикрытием" российской ракетной атаки или "ястребы" просто решили оперативно воспользоваться ситуацией, чтобы продвинуть нужный дискурс "атаки России на НАТО". В связи с этим, конечно, возникает вопрос — а как с доказательствами? Однако практика нынешней информационной войны показывает, что, когда надо, доказательства для подтверждения той или иной позиции не требуются, а аргументы другой стороны просто игнорируются как фейковые или не заслуживающие доверия.
Но теперь похоже, что план "ястребов" провалился — если он, конечно, был, ведь Зеленский мог просто повести себя неадекватно, уверовав в принцип правоты Киева вне зависимости от обстоятельств. Умеренная часть западной элиты четко дала понять, а все нужные доказательства быстро нашлись, что прямая война с Россией ей не нужна. И даже упорство Зеленского, который, возможно, снова оказался пешкой, не помогло.
Post Scriptum. "Ракетная история" постепенно сходит на нет, но тот же министр обороны Латвии успел предложить союзникам обсудить возможность прикрытия натовским системами ПВО запада Украины. А это смахивает на подход "ракетный предлог не сработал, тогда, может, хотя бы так". Как будто непонятно, что это тоже путь к прямому столкновению с Россией.
И в завершение вопрос. Если допустить, что теория с умеренной и радикальной элитой Запада верна, стоит ли ожидать новых попыток "ястребов" обострить ситуацию, чтобы добиться, например, создания "коалиции желающих" для прямой военной поддержки Украины против России? Вполне. Но в то же время вырисовывается другой момент, на который стоит обратить внимание.
История с Зеленским, который отказался признавать факт украинской ракеты в Польше, вызвала недовольство и даже раздражение на Западе — пошли разговоры о том, что президент Украины хочет в своих интересах втянуть НАТО в войну с Россией, которая альянсу совсем не нужна. И это все на фоне того, что в США все больше вопросов о целесообразности дальнейшего финансирования Киева. А на десерт вдруг всплывшая история с возможным массовым расстрелом украинскими военными российских военнопленных.
Это все к тому, что возникает вопрос — а не готовят ли Украину к "сливу"? А перед этим ей кем-то на Западе создается образ государства, которое хочет только войны без каких-либо переговоров и с которым Запад больше не может себе позволить иметь какие-то дела. Многие скажут — глупости, военная и финансовая поддержка Киева не ослабевает — и во многом будут правы, но, похоже, что уже не все так однозначно (и в Киеве это чувствуют и нервничают).
Маятник качнулся?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.