Во вторник утренние торги природным газом на спотовых площадках Европы завершились резким падением уровня цены — сразу на 16 процентов, ниже 1100 долларов за тысячу кубометров, до уровня, который был зафиксирован 15 июля.
Не успели комментаторы сделать глубокомысленные и далеко идущие выводы, как после обеда котировки ноябрьских фьючерсов совершили маневр "оверштаг", снова превысив отметку 1150 долларов за тот же объем.
Одновременно пришли весьма занимательные новости о том, что у берегов Испании вынужденно легли в дрейф несколько десятков танкеров-газовозов, доставивших свой драгоценный груз из США, Перу и Тринидада и Тобаго. Регазификационные терминалы просто не способны принять груз — мощностей не хватает, очередь на выгрузку растянулась уже до начала ноября. Самое мягкое, что по этому поводу можно сказать, — ситуация на газовом рынке Евросоюза далека от стабильности.
У берегов моря — в ожидании погоды
Основная часть комментаторов сравнительно низкую цену на газ (которую еще полтора года назад все бы именовали "фантастической", "сенсационной" и "невероятной") связывают с тем, что Европе на день сегодняшний газ не особо-то и нужен: температура относительно теплая, ветер радует владельцев ветровых электростанций, ПХГ заполнены более чем на 90 процентов.
Обобщение просто удивительное: Европа не настолько компактна, чтобы можно было говорить о едином уровне температуры по всей ее площади. На южном побережье Испании плюс 22, а на северном — всего (для Испании, конечно) плюс 15. Однако в Германии плюс 12, в Дании, в Балтии и в Финляндии со Швецией и вовсе плюс восемь.
Так чего ждут владельцы СПГ в танках газовозов, спрашивается? Разгрузиться некуда? Да, из-за совершенно необъяснимых причин больше трети мощностей регазификации СПГ в ЕС оказались сосредоточены именно в Испании, хотя газовые магистрали связывают эту страну только с Португалией — такой вот "пиренейский газовый остров". Но ведь относительно недалеко — Великобритания, где и температура около плюс 10, и терминалов едва ли не столько же, сколько у континентального берега Европы.
Похоже, что ждут совсем другого — роста цены в Европе или же, наоборот, ее фиксации на нынешнем уровне, который уже только на сто долларов за тысячу кубометров превышает уровень цен в Юго-Восточной Азии.
Если сообщение западных СМИ о том, что руководство Китая в приказном порядке перевело компании в режим активной подготовки к зимнему сезону, правдиво, то цены могут начать подниматься во всем регионе, и нельзя исключать варианта, когда рынок вернется к ранее привычной "азиатской премии". В таком случае танкеры-газовозы просто уйдут через Гибралтар в сторону Суэцкого канала и далее на восток. Тогда их длительный дрейф именно у берегов Испании становится совершенно логичен.
Ждут. Ждут, хотя удовольствие от испанского солнца получают только экипажи газовозов, а вот владельцы компаний, которые эти суда взяли во фрахт, испытывают прямо противоположные эмоции. На минувшей неделе Shell подписала фрахт на январь по цене 395 тысяч долларов в сутки — мировой рекорд, наглядно показывающий, что такое "дефицит танкеров-газовозов". Стоимость фрахта "онлайн" и по длительным контрактам, подписанным год-другой назад, такого уровня стоимости, конечно, не достигают, но обстановка нервная. Так что, пока экипажи загорают на палубах, владельцы грузов на борту нервничают и стирают со лба холодный пот. Мы рассмотрели только один вариант, но он далеко не единственный.
Летом было по три, а сейчас по 1150, но в октябре
ПХГ Европы действительно приняли 66 миллиардов кубометров газа — отличный показатель, вполне соответствующий средним за последние годы. Но есть нюанс: не менее половины этого объема европейские компании приобретали в августе этого года, когда цены на хабах заметно превышали 2500 долларов за тысячу кубометров. И что получилось в результате? Вне зависимости от розы ветров и температуры спрос на газ в Европе никуда не делся, вот только у тех компаний, которые приобретали газ за какие-нибудь, к примеру, 2200 долларов, нет ни малейшего желания продавать его по вчерашней цене в 1100 долларов.
Логичное решение — спокойно ждем, когда курс фьючерсов вырастет настолько, чтобы результат торговых операций был хотя бы не отрицательным, то есть цен, которые окупят затраты на летние закупки плюс оплата аренды емкостей ПХГ. Соответственно, владельцы этих компаний тоже ждут. Ждут похолодания, ждут длительного штиля — Европа, XXI век. И, пока находятся в ожидании счастливые владельцы дорогого газа в ПХГ, что получается-то? ПХГ загружены выше 90 процентов.
Следовательно, тот газ, который сейчас можно приобрести по ценам вдвое ниже, чем летом, в ПХГ направлять можно только в минимальных количествах. Можем считать, что "летние покупатели" палками отгоняют от ПХГ потенциальных "октябрьских покупателей", громко крича на разных европейских языках "Занято! Вас тут не стояло!".
Чем может закончиться эта европейская дичь? Улыбнется им матушка-природа — холодами и штилем, который в максимально сжатые сроки вернет цены на летний уровень. Если погода не изменится, то кто-то, самый мудрый и спокойный, твердым голосом заявит: "Господа, настало время договариваться!" — и уровень цен все равно повысится, разве что медленнее. И это — второй вариант, но и он не последний.
Спасение Шольца — в карманах налогоплательщиков
Третий вариант. Канцлер Германии Олаф Шольц, не так давно заявивший, что намерен выделить из государственного бюджета на решение энергетического кризиса 200 миллиардов евро, перейдет от слов к делу.
"Летним покупателям" разница расходов будет просто компенсирована — продадут по текущим ценам, все прочее доплатит бюджет, то есть немецкий налогоплательщик. В этом случае танкеры-газовозы от берегов Испании переместятся к побережью Голландии и Бельгии — эти страны основательно связаны с Германией магистральными газопроводами. МГП позволят направить новые партии газа в ПХГ на территории Германии, у которой парк ПХГ — самый большой в Европе, а совокупная активная мощность хранения достигает 20 миллиардов кубометров.
Да, слова "десятки танкеров-газовозов" — не самое убедительное доказательство того, что речь идет о каких-то невероятных объемах голубого топлива. "Рабочие лошадки СПГ-индустрии" имеют емкость в 70 тысяч тонн, которые после регазификации превращаются в сто миллионов кубометров газа в его обычном состоянии.
Десяток таких танкеров — это миллиард кубометров. Для сравнения — в минувшем году страны ЕС импортировали 388 миллиардов кубометров (по данным Международного энергетического агентства), то есть эти самые "десятки газовозов" — пусть приятная, но мелочь.
Каким окажется итог при третьем варианте? СПГ будет уходить той европейской стране, которая сумеет первой освободить свои ПХГ на необходимый объем. Причем уходить по тем ценам, которые сложатся на момент начала "бюджетной интервенции", а отгадать, каким именно будет этот уровень, просто невозможно. Слишком много факторов — погода в Европе, ситуация в Азии по итогам XX съезда компартии Китая, погода в Азии, динамика действий правительства Германии, реакция на эти действия со стороны остальных стран ЕС и множество других.
От Лондона до Тынды и Ямбурга
Остается отметить, что далеко не всем в Европе вот такая неопределенность нравится — для компаний реального сектора экономики эта неопределенность становится производственным фактором, причем сугубо отрицательным.
Немецкая компания BMW, к примеру, уже заявила, что намерена перевести производство своих электрокаров из Великобритании туда, где спокойнее, стабильнее и более предсказуемо, — в Китай. Не работает завод — ниже спрос на электроэнергию — ниже спрос на природный газ как энергетический ресурс — ниже уровень цен на этот газ.
Прекрасный результат, Лиз Трасс должна просто радоваться. Правда, есть небольшая проблема — население, которое останется без работы и которому может перестать нравиться гигиеническая процедура "две минуты в душе протереться губкой под холодной водой и в темноте".
Но и это решаемая проблема — Лиз Трасс может обратиться в нашу редакцию, где ей подскажут контакты РЖД, которой не хватает рабочих рук на БАМе с Транссибом. Британия нам — десятка два-три морозоустойчивых англичан, а мы в ответ — СПГ со скидкой. Уверен, что обязательно договоримся, — у нас еще Северный широтный ход впереди, так что сотрудничество может стать долгосрочным.