Стакан наполовину пуст
Провластные литовские СМИ рапортуют: две трети жителей Литвы одобряют отказ впускать россиян! Это следует из результатов очередного социологического опроса, согласно которому категорическое "одобрямс" запрету выразили 34,3 процента респондентов, а еще 28,2 процента ответили "скорее поддерживаю". Так это перемога или зрада?
Между тем "полностью не согласны" с решением властей в отношении россиян 11,1 процента, а еще 13,2 процента заявили, что "категорически не согласны". Правда, в чем разница между двумя этими категориями, — непонятно. Мы же объединим этих респондентов в одну группу — противников. И таких получается целая четверть. А если к ним прибавить 13,2 процента опрошенных, которые заявили, что "не имеют мнения по этому вопросу", получается, что треть населения Литвы в общем не поддерживает решение властей.
И это при том, что сегодня в республике небезопасно высказывать мнения, альтернативные позиции правящей элиты консерваторов-либералов. Никакой демократией в стране не пахнет. Тоталитаризм небольшой шайки "птенцов Ландсбергиса", захвативших власть два года назад.
Ху из ху?
Но давайте дальше углубимся в результаты социсследования. А там мы обнаружим много интересного. Sputnik уже не раз говорил, что сегодня социологические опросы в Литве не всегда, мягко говоря, корректно отражают настроения в обществе.
Во-первых, многие жители республики просто боятся открыто высказывать свою точку зрения по острым политическим вопросам, особенно по отношению к соседям с востока — России и Белоруссии. Не последнюю роль в этом играют спецслужбы и прокуратура, которые в последние годы лютуют. Достаточно вспомнить пару примеров — суд "13 января" и дело Палецкиса.
А во-вторых, многие русские и поляки, особенно старшего поколения, проживающие в Литве постоянно, плохо владеют государственным языком и автоматически не участвуют в подобных опросах. А таких в стране по меньшей мере несколько десятков тысяч человек.
Вот поэтому, как явствует из опроса, большую поддержку запрету на въезд россиян выказывают жители крупных городов и госслужащие, среди которых большинство с высшим образованием и более высокими доходами. То есть те, кто "доволен властью". Это избиратели правящих консерваторов-либералов. А вот против выступает электорат оппозиционных аграриев ("Союз крестьян и зеленых Литвы"), "Избирательной акции поляков Литвы — Союза христианских семей" (ИАПЛ-СХС) и "Союз народа и справедливости".
Страх подавляющий
"В принципе текущая геополитическая ситуация отражается в страхах людей. Ожидается, что россиян здесь будет меньше и не будут впускать. Я бы сказал, что это репрезентативно для нынешней ситуации", — прокомментировал местным СМИ результаты опроса научный сотрудник Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета Нериюс Малюкявичюс.
Но, как оказалось, и в среде тех же патриотов-консерваторов есть "отщепенцы". Запрет поддерживает 89 процентов их избирателей. То есть один из десяти — потенциальный зрадник!
Симптомы левизны
А вот еще один комментатор — сотрудник того же Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета Айне Рамонайте видит больше экономических факторов в столь неоднозначных результатах опроса.
"Люди правых взглядов, которые поддерживают действия действующей власти, смотрят на вопрос с позиций политики ценностей, а избиратели, которые поддерживают более левые партии, имеют более низкие доходы и живут в провинции, смотрят на все вопросы, связанные с санкциями России сквозь прагматичную призму. <…> Нельзя сказать, что они пророссийские, но смотрят на затраты литовских жителей и бизнеса в результате такой политики и не особо ее поддерживают. Этот вопрос является отражением более широких геополитических установок", — заявила Рамонайте.
Таким образом, в Литве, как и во многих странах Евросоюза, стали пробиваться, пусть и робкие, ростки трезвого отношения к России. И это в стране, которая впереди Европы всей вводит антироссийские и антибелорусские санкции и усиленно подталкивает НАТО к открытому столкновению с Москвой и Минском. Симптом, однако.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.