ВИЛЬНЮС, 18 сен – Sputnik. Комитет Сейма по правам человека раскритиковал применяемую в Литве практику "вытеснения" мигрантов с территории страны. Об этом сообщает пресс-служба парламента балтийской республики.
В среду на заседании Комитета Сейма по правам человека представители комитета вместе с ответственными учреждениями обсудили положение мигрантов и просителей убежища в Литве. Комитет поинтересовался, сколько иностранцев в настоящее время размещено в Литве, каков их статус, улучшились ли материальные условия для приема этих лиц, сколько лиц покинули места своего проживания.
По данным Министерства внутренних дел и Министерства социальной защиты и труда, в настоящее время в Литве размещено 609 иностранцев. Отмечается, что 254 иностранца (173 мужчины, 68 женщин, 13 детей) в настоящее время размещены в центре регистрации иностранцев в Пабраде, из них 147 — это нелегальные мигранты, 107 — просители убежища. Еще 175 иностранцев (мужчин) размещены в центр регистрации иностранцев в Кибартае, из них 121 — это нелегальные мигранты, 54 — просители убежища. В Центре приема беженцев в Рукле проживает 133 человека (в том числе 43 ребенка), в центре приема беженцев в Науйининкай проживает 47 человек (в том числе 23 ребенка).
С июня 2021 года было принято 2515 решений об отказе в предоставлении убежища и только 139 решений, что менее пяти процентов, были приняты о предоставлении убежища. С января 2022 года было добровольно возвращено 637 иностранцев, принудительно возвращено 15 иностранцев; места поселений самовольно покинули 2295 иностранцев, 279 иностранцев были возвращены. В ведомствах отметили, что 438 иностранцев были допущены на территорию Литовской Республики по гуманитарным соображениям.
В настоящее время иностранцев возвращают из Польши и Латвии в соответствии с соглашениями о реадмиссии. В этом году в Литву было возвращено около 20 человек из других стран Евросоюза.
В начале сентября был официально закрыт центр регистрации иностранцев в Мядининкае. Последние нелегальные мигранты были вывезены из этого центра в середине августа. Они размещены в центрах в Пабраде и Кибартае. В Рукле все иностранцы живут в зданиях. По данным Минсоцзащиты и труда, как в Рукле, так и в Науйининкай были оборудованы дополнительные детские игровые площадки, классы для обучения, приобретена бытовая техника, средства для обучения иностранцев. В Науйининкай оборудовано 450 мест для размещения. В дальнейшем в центре в Науйининкай планируется разместить беженцев с Украины.
Также комитет по правам человека интересовался, улучшились ли условия в центре в Кибартае, условия содержания в котором ранее контролер Сейма расценил как жестокое обращение, унижающее человеческое достоинство.
По оценке ответственных учреждений и представителей Литовского Красного Креста, условия проживания и другие условия приема в центре в Кибартае постоянно улучшаются. Они отметили, что после сокращения количества размещаемых иностранцев обеспечивается площадь размещения на человека в соответствии с гигиеническими нормами. План рекомендаций контролеров Сейма выполнен на 70 процентов: из пяти этажей общежития отремонтировано три этажа и размещены в них иностранцы. Остальные два этажа будут отремонтированы в ближайшее время, а также проектируется благоустройство инфраструктуры, улучшается оказание медицинских услуг и юридической помощи. Несмотря на это, контролеры Сейма подчеркнули, что по-прежнему существуют проблемы с оценкой уязвимости лиц, а психологическая помощь оказывается лишь эпизодически.
Председатель Комитета Сейма по правам человека Томасас Витаутас Раскявичюс напомнил, что комитет неоднократно поднимал вопрос об отсутствии критериев и алгоритма оценки уязвимости на предыдущих заседаниях, поэтому еще раз призвал ответственные учреждения утвердить критерии оценки уязвимости и провести индивидуальное оценивание каждой ситуации.
Комиссия также обсудила поправки в законодательные акты, готовящиеся МВД, и критически оценила стремление законодательно узаконить применение "практики вытеснения". В текущем проекте планируется "вытеснение" применять на всей территории Литвы, а не только в приграничной зоне. Также данный проект не оставляет шансов избежать "вытеснения" наиболее уязвимым лицам (например, семьям с маленькими детьми).
Кроме того, в комитете подчеркнули, что такое предлагаемое правовое регулирование несовместимо с решением Суда Европейского Союза в отношении Литвы, в котором говорится, что применяемая "практика вытеснения" сводит на нет право просить убежища, закрепленное в законодательстве Европейского Союза.
Комитет призвал учреждения приложить все усилия для обеспечения того, чтобы принимаемые решения не противоречили международным обязательствам и правам человека.
В 2021 году Литва, а также Латвия и Польша сообщили о росте числа нелегальных мигрантов из стран Ближнего Востока и Африки, которые появлялись на границе с Белоруссией. В прошлом году литовские пограничники задержали на литовско-белорусском рубеже более четырех тысяч нелегалов из стран Азии и Африки. Литва обвиняла Белоруссию в "создании миграционного кризиса" и "гибридной атаке", но Минск все отрицал и указывал, что к коллапсу привела политика властей Евросоюза.
Белорусские пограничники неоднократно подчеркивали, что литовские и польские силовики насильственно вытесняют нелегалов на их территорию.