Польша уже с открытым забралом вступила в борьбу с Германией за лидерство в Евросоюзе. Лидер правящей партии "Право и справедливость" Ярослав Качиньский потребовал от Берлина около 6,2 триллиона злотых (или 1,3 триллиона долларов) за ущерб от оккупации в годы Второй мировой войны. Что ждет Германию в случае отказа? Почему-то пока Качиньский этого не озвучил. Может, "войско польское" перед новым крестовым походом "на Москву" собирается для начала зачистить тылы и "взять Берлин", а затем поработить всю Европу и сформировать интернациональную русофобскую армию под командованием президента Анджея Дуды?
На подготовительной стадии Варшава уже собрала ватагу бойцов-сателлитов из бедных постсоветских республик, обиженных на Россию — правопреемницу СССР. Сначала, в 2018 году, Дуда получил из рук тогдашнего президента США Дональда Трампа ярлык на командование в балтийском регионе. Sputnik писал, что Литве, Латвии и Эстонии высочайшим повелением из Белого дома было приказано во всем слушать Варшаву.
Затем под знаменами Речи Посполитой образца XXI века из Польши, Литвы и с Украины был сформирован "ударный кулак" — "Люблинский треугольник". Кстати, именно Киев первым прочувствовал евроимперские амбиции своих польских кураторов и подключился к атакам Варшавы на Берлин. Посол в Германии Андрей Мельник открыто хамил новому немецкому руководству — обзывал канцлера Олафа Шольца "обиженной ливерной колбасой" и способствовал отмене визита президента ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера в Киев.
А вот в Вильнюсе пока затаились. И если воевать против Москвы — дело святое, то даже косой взгляд в сторону Германии может аукнуться Литве серьезными неприятностями. Литовские политэлиты прекрасно понимают, что богатая Польша при всесторонней поддержке Вашингтона сегодня может на равных "бодаться" не только с Берлином, но и Брюсселем. В Варшаве не боятся финансовых штрафов от Еврокомиссии за гомофобскую политику или скандальную судебную реформу. Экономика Польши сегодня может выдержать такие удары. А вот для Литвы лишиться европейских дотаций — смерти подобно.
Может, поэтому контакты на высоком уровне между Вильнюсом и Варшавой в последние месяцы почти сошли на нет. И президенты двух стран, которые раньше чуть ли не каждый месяц ездили в гости друг к другу, теперь редко пересекаются даже в информационном пространстве, а если и контактируют, то в основном только по "украинскому вопросу". Даже ведущие литовские СМИ польскую тему сегодня не педалируют.
А ведь именно литовцы могли бы дать дельные советы полякам по выколачиваю "компенсаций за оккупацию" из Германии. Именно Литва первой из постсоветских республик сформулировала подобные претензии к России и даже оценила объем этих "компенсаций" в 800 миллиардов долларов, а требования о выплате закрепила на законодательном уровне. Этот закон обязует любое правительство Литвы вечно поднимать вопрос "компенсаций за оккупацию" на всех уровнях литовско-российских отношений. Вслед за Вильнюсом финансовые претензии Москве выдвинули и ближайшие соседи — латвийцы и эстонцы.
Но в Риге и Таллине сегодня тоже не помышляют вмешиваться в польско-германское противостояние. Их, в отличие от Литвы, с Польшей не связывают никакие исторические корни. А вот с Германией у Риги были "моменты соприкосновения". Так что латвийцы тоже в молчаливом раздумье. Берлин или Варшава? В Риге прекрасно помнят, как отбрил их претензии на территорию Пыталовского района Псковской области президент России Владимир Путин.
"Не Пыталовский район они получат, а от мертвого осла уши", — заявил тогда российский президент.
Видимо, в Германии внимательно ознакомились с опытом российского президента по отрезвлению бывших друзей по соцлагерю. Ожидаемо Берлин уже категорично отказал Польше в выплате репарации. В правительстве ФРГ в очередной раз заявили, что вопрос "закрыт", так как Польша отказалась от дальнейших репараций еще в 1953 году и несколько раз подтверждала этот отказ подписями в соответствующих документах.
Оценили ли в Германии деликатное молчание Литвы? Покажет время.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.