После позорного фиаско с попыткой заблокировать "калининградский транзит", литовские "табаки войны" решили развязать против России рельсовую войну, как в свое время они попробовали воевать с польским нефтеконцерном Orlen Lietuva. Своим бредовым предложением они испугали даже лидера правящей коалиции, ставленницу консерваторов, – премьер-министра Ингриду Шимоните.
Вместо того, чтобы поскорее забыть позор с блокированием транзита грузов в Калининградскую область, литовские политиканы предложили более радикальный способ насолить России. Бывший глава литовской военной разведки Гинтарас Багдонас в интервью одному из интернет-порталов предложил просто разобрать железнодорожное полотно в сторону российского эксклава. По мнению Багдонаса, таким образом можно будет не только окончательно закрыть вопрос с транзитом, но и еще больше укрепить безопасность Литвы.
"Планируя нашу оборону, мы должны сделать все возможное, чтобы усложнить работу тыловых служб России в случае возможной войны или агрессии <…> необходимо срочно и очень серьезно <...> перейти на западный железнодорожный стандарт. При этом мы бы способствовали обороне Литвы и региона Прибалтики, облегчили бы приход подкреплений из западных стран, улучшили бы собственную логистику, а не приход врага на территорию Литвы", - заявил он в интервью литовским СМИ.
То есть, военный разведчик предлагает в срочном порядке переоборудовать литовскую железнодорожную колею под европейский стандарт. Тем самым можно будет сделать железнодорожный транзит российских грузов в Калининградскую область нерентабельным из-за двойного "переобувания вагонов". А значит можно будет соблюсти вроде бы как все приличия – транзит будет разрешен, но его удорожание сделает его нерентабельным по сравнению с перевозками по морю или воздуху.
Столь радикальные рекомендации от ястребов войны испугали даже главу правительства Ингриду Шимоните. Она заявила, что сейчас не время для столь радикальных шагов.
"Это не вопрос ближайшего времени. Я понимаю, что все разгорячились из-за транспортировки санкционных товаров, но я предлагаю не забывать, что еще есть и договор Литвы, Евросоюза и России об упрощенном порядке транзита для граждан <…> Я понимаю, что у горячих голов есть всякие предложения, - у кого закрутить трубу, у кого срезать рельсы, кто еще что-то сделать, но это не те вопросы, которые будет обсуждать правительство ", - цитируют литовские СМИ заявление премьер-министра в стенах парламента.
Заявление Шимоните вроде бы как должно снизить накал страстей, но давайте обратим внимание на фразу: "Это не вопрос ближайшего времени". То есть, глава правительства не исключает того, что к подобному варианту блокирования калининградского транзита можно будет вернуться "при определенных обстоятельствах". А значит предложение экс-главы военной разведки Гинтараса Багдонаса не лишено логики. Тем более, что у правящих консерваторов уже есть опыт ведения "рельсовой войны" с политическими противниками.
Придя к власти в 2008 году, консерваторы разобрали двадцатикилометровый участок железной дороги, по которому нефтепродукты концерна Orlen Lietuva поставлялись из Мажейкяй в Латвию. Это намного дешевле, чем перевозить бензин и дизтопливо автоцистернами. Напомним, что бывший литовский нефтеконцерн Mažeikių nafta, скандально проданный американскому Williams, затем приобретенный Юкосом, был перепродан польскому Orlen в 2006 году. А с приходом к власти консерваторов в 2008 году и президента Литвы Дали Грибаускайте в 2009 году, отношения между Литвой и Польшей были, мягко сказать, прохладными. Все дело в том, что Варшава жестко выступала против Вильнюса из-за ущемления прав польского нацменьшинства. К тому времени и Польша, и Литва были членами ЕС и НАТО и открыто "послать подальше" партнеров по альянсам, было бы неприлично. А вот подложить бизнес-свинью – это в стиле литовской политэлиты.
Из-за разобранного участка железной дороги Европейский суд в 2019 году наложил на Литву штраф и заставил восстановить полотно. Эта скандальная "шалость" правивших в 2008-2012 консерваторов-либералов, в конечном итоге, обошлась литовским налогоплательщикам в почти 50 миллионов евро. Но тектонические сдвиги в геополитики заставили поляков забыть обиду. Но, зная "польскую гоноровость", можно быть уверенным, что при случае поляки еще напомнят о потенциальных убытках, которые понес их нефтеконцерн за десять лет простоя железнодорожного транзита нефтепродуктов из Мажейкяя в Латвию. Напомним, что сегодня злопамятная Варшава требует от Германии репараций за ущерб во Второй мировой войне. Правда, при этом забывает о "приобретенных" территориях.