"По моему личному мнению, этот конфликт России и Украины был запланирован. Америка должна была стравить Россию с Европейским союзом и сделала это. Конфликт был неизбежен, только форма была неясна. А Литва занимает самую активную позицию в разжигании этой войны", – рассказал известный литовский кинодокументалист Казимерас Юрайтис.
У Литвы есть только границы, а государственности нет
В Литве режиссер известен не только своими документальными фильмами на самую разную тематику, но и активной жизненной позицией, социалистическими взглядами. В 2016 году Юрайтис баллотировался в Сейм, однако не прошел. А в 2019-м хотел выставить свою кандидатуру на выборах президента страны, но тоже не набрал необходимого числа голосов для выдвижения.
Впрочем, руки не опустил. После неудачных попыток влиять на курс страны, будучи во власти, Юрайтис продолжил свою политическую деятельность в движении "Заря справедливости" оппозиционера Альгирдаса Палецкиса.
От "Форума добрососедства" незадолго до начала военной операции России на Украине он ездил в Белоруссию налаживать сотрудничество двух стран на уроне обычных жителей. Поездки были успешными – литовцев в Белоруссии встречали на разных уровнях, были даже начаты программы сотрудничества, однако планам помешала спецоперации России на Украине.
"У нас уже давно нет своего государства, есть только колониальное правительство, которое не имеет даже признаков государственного управления. Да, и еще граница есть, а больше ничего. Литва в этом вопросе (спецоперация РФ на Украине. – Sputnik) занимает крайне резкую военную позицию, которая будет пагубно влиять на народ. Но в мировой политике кто мы такие? Так, муравьи. Литва пропадет – и ничего не поменяется в глобальной игре. Но так как я здесь живу, я пытаюсь всеми способами помешать этой политике", – поясняет режиссер.
День Победы отметим в Минске
Сейчас страны Балтии соревнуются, кто больше ограничений введет перед 9 Мая, чтобы заставить людей отказаться от традиционного празднования Дня Победы у памятников советским воинам. Пока жестче других поступила Латвия, запретив приближаться организованными группами к монументам ближе чем на 200 метров. Литва свои меры еще не озвучила. Может, они и не будут такими драконовскими и унизительными, однако многие литовцы уже знают, как отметят праздник.
"На 9 Мая мы собираемся, если конечно нас не закуют в кандалы спецслужбы, поехать группой в соседнюю братскую Беларусь и праздновать там. Хотим принять участие в марше Победы, так как Литва тоже участвовала в этой войне на стороне антигитлеровской коалиции. Очень жаль, что здесь (в Литве. – Sputnik) режим либерально-фашистский. Уверен, если запрета праздновать 9 Мая в Литве не будет, к памятникам пришлют все полицейские силы. И отметить спокойно этот день все равно не дадут", – уверен Юрайтис.
В прошлом году, когда градус русофобии не был таким высоким, в Литве были оштрафованы все, кто пришел к памятникам красноармейцам с плакатами. Людей обвинили в том, что они не оформили это как пикет.
"А что тогда говорить про этот год? Но мы попросим тех, кто останется в Литве и не поедет с нами в Беларусь, снять репортажи с мест. Потом расскажем, что было в Литве", – говорит Юрайтис.
В магазинах нет даже спичек
Режиссер считает, что в Литве настоящая демографическая катастрофа – треть жителей навсегда уехала из страны.
"Даже во время войн такого не бывает. А тут мирное время – и миллион просто испарился. А ведь это молодые и здоровые граждане Литвы, на таких держится государство. Мы самое быстроисчезающее государство в мире. Еще и по показателю числа самоубийств. Кто не уехал, тот плохо заканчивает", – говорит Юрайтис.
Объяснение катастрофическому бегству из страны есть. По словам кинодокументалиста, в Литве за чертой бедности живут 485 тысяч человек из двух миллионов 800 тысяч жителей. Это показатели прошлого года. "Что будет в этом, я даже не представляю", – разводит руками Юрайтис.
"Перед нашим интервью я зашел в магазин – там нет дешевой крупы типа пшена или манки, только дорогие гречка и рис. И пустые полки. Уже недели три нет соли, только дорогая йодированная в маленьких упаковках. Также нет соды, расхватывают уксус. А еще пропали спички. Не продается все, что приходило к нам из России и Беларуси, а заменить дефицит нечем. Я вообще думаю, к осени у нас будет голод – Россия и Украина были основными экспортерами зерна, а что творится сейчас, вы и сами знаете", – говорит Юрайтис.
Первое время литовцы спасались тем, что ездили на закупки в Белоруссию, продолжает режиссер, но потом власти Литвы приняли решение, что больше 60 евро в виде наличных денег при выезде за границу иметь нельзя. А литовские банковские карты в Белоруссии не работают.
"И литовцев лишили возможности закупаться качественными и, главное, недорогими продуктами и бытовой химией", – поражается собеседник.
Ландсбергис здоровался с моей собакой, а меня игнорировал
"А что творится в экономике? Отношения с Китаем испортили из-за Тайваня. В угоду Брюсселю и США. Затем испортили их с Беларусью – отказались от транзита удобрений. Тоже в угоду Брюсселю и США. В итоге закрыли свой завод по производству удобрений Lifosa. Тысяча рабочих лишилась своих мест. Тысяча литовцев без работы – только вдумайтесь?! Не говоря о том, что Литве нужны удобрения, плюс их экспортировали за границу. Ощущение, что кто-то сознательно истребляет Литву", – поражается Юрайтис.
Режиссер повторил мнение, которое высказывали корреспонденту Sputnikуже многие литовские активисты, – "страну зачищают, для чего-то освобождают площади".
"А еще нас держат за подопытных кроликов – ставят на нас эксперименты, смотрят, выживем мы или нет", – говорит Казимерас Юрайтис.
Режиссер говорит, что и дальше продолжит заниматься политикой. Не случайно пришел в нее в двухтысячных, когда узнал, что правительство Ландсбергиса продавливает закон, позволяющий продавать землю иностранцам. "Сейчас Литве как никогда нужна помощь", – говорит он.
Про возможные репрессии со стороны Департамента государственной безопасности говорит: "Да пусть хоть убьют – сколько мне осталось? Десять-двадцать лет? Так а для чего мы вообще пришли в этот мир? Бояться и молчать?"
По иронии судьбы Юрайтис живет в одном доме с теневым кардиналом, направляющим все процессы, происходящие в Литве, – Витаутасом Ландсбергисом, только политический ветеран на первом этаже, а режиссер – на третьем.
Еще недавно Ландсбергис сознательно не замечал Юрайтиса, а при встрече на лестничной клетке здоровался только с его собакой. Но в последние дни что-то изменилось.
"Буквально пару дней назад Ландсбергис начал меня приветствовать, – смеется Юрайтис. – То ли это возраст дает о себе знать, и он перестал меня узнавать, то ли понимает, за кем в этой стране будущее".