Можно дискутировать, почему начался и усилился миграционный кризис в Балтийском регионе в целом и на белорусско-польской границе в частности. На Западе многие во всем пытаются обвинить Минск и даже Москву, которая якобы все это придумала (например, чтобы спокойно напасть на Украину). Другая сторона делает упор на западные военные кампании, из-за которых народы соответствующих стран хотят перебраться в Европу.
Однако ключевой вопрос: как решить проблему (изначально – на белорусско-польской границе)? Мигранты хотят в Германию. Последняя как будто бы готова их принять. Белоруссия заявляет, что может перевезти их куда необходимо. Исполняющая обязанности канцлера Германии Ангела Меркель обсудила ситуацию с Владимиром Путиным, а затем с президентом Белоруссии Александром Лукашенко. В Европейском союзе последний считается нелегитимным, но немецкий лидер предпочла действовать конструктивно, а не политизировано (возможно, потому, что ей больше нечего терять и она может уйти в качестве успешного антикризисного менеджера).
Однако реакция Литвы на действия Меркель была критической. Казалось бы, Вильнюс должен быть счастлив, потому что напряжение на границе может быть снижено, но при этом сохранится его лицо, потому что это Меркель разговаривает с Лукашенко, а не Гитанас Науседа. Но Литва в очередной раз упустила хорошую возможность промолчать.
"Просить о помощи у России или вести переговоры с Лукашенко – это путь к гибели, который показывает, что Европа слаба и не может найти решений", – сказал министр иностранных дел Литвы и лидер консерватор Габриэлюс Ландсбергис.
Еще жестче высказался председатель Комиссии Сейма по иностранным делам, тоже консерватор Жигимантас Павиленис. Он назвал звонок Меркель личной инициативой, противоречащей линии ЕС. "Любое разделение ЕС поможет автократическим режимам утвердить свой нарратив, который мы слышим каждый день. Наше единство – единственное, что может защитить нас от таких кризисов, ясно дав понять, кто виноват. А виноват Лукашенко, стоящий за ним Путин, о чем, кстати, раньше явно говорила госпожа Меркель, и фактически другие автократические режимы, тот же Китай, который постоянно прикрывает эти действия в Организации Объединенных Наций", – заключил Павиленис. А к чему доказательства? Если в мире происходит что-то плохое, виноват Лукашенко, если не он, то Путин, если не Путин, то Китай.
Интересно, что советник президента Литвы Аста Скайсгирите отметила: "Санкции да, необходимы за те, как мы считаем, преступления против прав человека и человечности в целом. Но помогает ли это решить ситуацию – нет, ситуацию разрешить это не помогает, до сих пор не помогло решить, и поэтому нам нужно взглянуть на другие инструменты, которые есть в нашем арсенале. Разговор – один из таких инструментов, поэтому мы его совсем не осуждаем – напротив, мы думаем, что можем послать сообщения тем автократическим лидерам, с которыми мы не разговариваем, через лидеров Германии и Франции".
В этом контексте следует уловить две вещи. Во-первых, позиции президента и консерваторов снова разошлись публично. Во-вторых, мнение представителя президента более-менее рационально.
С другой стороны, сам Науседа заявил: "К сожалению, происходящее в последнее время так или иначе связывает Россию с этими действиями, и есть много доказательств, подтверждающих знаков. В первую очередь об этом свидетельствует явное увеличение количества путешествий мигрантов через Москву, компенсирующее часть потерь, вызванных отменой рейсов из Ирака. Количество рейсов через Москву автоматически увеличилось с последующей целью приземлиться в Минске, отправиться к границе и попытаться пересечь границу Европейского союза". Как говорится, от гениальности до безумия – один шаг.
Из приведенного выше контекста видно, что позиция Литвы сводится к двум вещам: Белоруссия и Россия, контролирующая Белоруссию, виноваты в миграционном кризисе; не надо разговаривать с лидерами этих государств (заявление советницы Науседы скорее выглядит исключением из правил). И такая позиция совпадает с подходом Польши. В чем причины?
Поляки поссорились с Брюсселем, но нынешняя ситуация на их границе с Белоруссией заставляет всех забыть об этом и смотреть на Варшаву как на защитника всей Европы. У Литвы нет проблем с ЕС, но миграционный кризис и ей позволяет придать себе значимости и актуализировать еще больше тему "российской угрозы" (не говоря уже о финансовой поддержке). И неважно, что в последнем случае "знаков" больше, чем очевидных доказательств, самое главное – просто обвинить Россию, чтобы Европа не забыла, что Москва – зло (а может, и "Северный поток – 2" удастся остановить).
Какие выводы из этой истории? Во-первых, Европа изо всех сил пытается справиться с нелегальной миграцией, не в последнюю очередь потому, что ей все еще явно не хватает единства: доминируют интересы национальных государств, Германии наплевать на позицию Польши и стран Балтии, а Варшава и Вильнюс, похоже, пытаются использовать ситуацию в свою пользу (то есть создается впечатление, что процесс для них важнее, чем результат).
Во-вторых, пока непонятно, чем все закончится – история как будто бы приближается к хеппи-энду, который более-менее всех устроит (например, Лукашенко удалось заставить Европу заговорить с ним), но в любой момент все может перевернуться с ног на голову. Впрочем, даже если мигрантов на границе с Белоруссией не останется, санкции никуда не исчезнут, а это значит, что до снижения напряженности в регионе еще далеко (тем более что неспокойно и на Украине).
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.