После распада СССР не все предприятия смогли сохранить связи с бывшими союзными республиками. Среди тех, кто не только не потерял прежние контракты, но и заключал новые, – российское АО "Трансмашхолдинг" (ТМХ).
Совсем недавно подмосковное предприятие "Метровагонмаш" (входит в ТМХ) отправило четыре поезда метро по пять вагонов каждый в столицу Азербайджана. Всего мытищинские вагоны сегодня используются в 19 метрополитенах. Они эксплуатируются в Ташкенте, Минске, Баку, Тбилиси, Ереване, Киеве, Харькове, Днепре, а также в Праге, Будапеште, Варшаве, Софии и других городах.
Минск
За последние три года ТМХ отправил в Белоруссию 20 пассажирских вагонов. Они все оборудованы в соответствии с современными требованиями комфорта и безопасности, оснащены кондиционерами, экологически чистыми туалетными комплексами, системой обеззараживания воды и воздуха, камерами видеонаблюдения и пожарной сигнализацией.
С 1998 года в рамках обновления вагонного парка Белорусской железной дороги "Тверской вагоностроительный завод" (входит в "Трансмашхолдинг") поставил в Минск более 90 вагонов и 57 вагонокомплектов для их последующей сборки на Минском вагоноремонтном заводе.
Вильнюс, Каунас, Шауляй и Силламяэ
В 2005-2015 годах на предприятии "Метровагонмаш" выпускались рельсовые автобусы РА-2 для железных дорог. В феврале 2008 года между "Метровагонмашем" и компанией "Литовские железные дороги" был заключен контракт на их поставку.
В июне 2008-го в Вильнюсе состоялась презентация. В торжественном мероприятии приняли участие Гедиминас Киркилас, занимавший на тот момент должность премьер-министра Литвы, Альгирдас Буткявичюс, тогдашний министра связи и транспорта, а также руководство Lietuvos gelezinkeliai ("Литовские железные дороги") и "Трансмашхолдинга".
Всего в Вильнюс было поставлено три рельсовых автобуса: два трехвагонных и два двухвагонных. Все четыре состава РА-2 приписали к Вильнюсскому депо "Литовских железных дорог", и они стали курсировать между Вильнюсом, Каунасом и Шяуляем.
Сотрудничество с "Трансмашхолдингом" продолжалось и позже. В 2013 году "Литовским железным дорогам" и порту Силламяэ (Эстония) было поставлено 16 модульных маневровых тепловозов ТЭМ-ТМХ.
Согласно договору, ТМХ передавал тепловозокомплекты ТЭМ-ТМХ своему партнеру – Вильнюсскому локомотиворемонтному депо, где происходила их окончательная сборка и наладка, по окончании которых тепловозы поступали потребителям. Все локомотивы оснащены дизелями Caterpillar, соответствующими экологическому стандарту Euro IIIA.
Примечательно, что этот маневровый тепловоз капотного типа был первым в практике "Трансмашхолдинга" и разработан на базе локомотива ТЭМ18 совместно с Вильнюсским локомотиворемонтным депо и чешской компанией CZ LOKO.
Тепловозы ТЭМ-ТМХ поставлялись в балтийские страны с 2010 года. В литовской железнодорожной сети их насчитывается 17, в порту Силламяэ – один.
Ереван
В Армению за три последних года поставлено два электропоезда и 27 пассажирских вагонов локомотивной тяги новейших модификаций. Кроме того, заказаны четыре шестивагонных состава ЭП2Д и еще четыре четырехвагонных.
В октябре 2017 года поезда ЭП2Д были представлены министру транспорта, связи и информационных технологий Армении Вагану Мартиросяну и руководству Южно-Кавказской железной дороги (ЮКЖД). Окраска ЭП2Д, представленного на презентации в Армении, выполнена в экостиле. Комплект энергосберегающего электрооборудования, установленный на подвижном составе производства ДМЗ (входит в "Трансмашхолдинг"), позволяет снизить расход электричества на 20 процентов.
Поставленные в Армению пассажирские вагоны локомотивной тяги, как ожидается, будут использоваться ЮКЖД для организации международного сообщения между Арменией и Грузией. Эти вагоны – одна из современных разработок "Трансмашхолдинга".
Нур-Султан
В Казахстан за три последних года холдинг поставил два магистральных тепловоза, 17 маневровых тепловозов, более 200 комплектов для сборки вагонов локомотивной тяги.
Однако в Казахстан "Трансмашхолдинг" не только поставляет свою продукцию, но и на месте участвует в развитии железнодорожного машиностроения, являясь сооснователем и акционером таких новых предприятий, как электровозосборочный завод "Электровоз курастыру зауыты" и тепловозосборочный завод "Локомотив курастыру зауыты". Оба ориентированы прежде всего на обеспечение потребностей самого Казахстана, но осуществляют поставки и в другие страны СНГ.
Производство пассажирских вагонов для Казахстана было организовано на казахстанской площадке "Тулпар" по технологии и из специальных комплектов Тверского вагоностроительного завода.
Баку
С Бакинским метрополитеном предприятие в Мытищах сотрудничает с момента открытия – с 1967 года. Метро в столице Азербайджана стало пятым в СССР после Московского, Ленинградского, Киевского и Тбилисского. И с тех пор не меняет поставщиков. В Бакинском метрополитене эксплуатируется свыше 300 вагонов метро, изготовленных в Подмосковье.
Новые составы дополняют бакинскую подземку с 2015 года, когда в Азербайджан из России были отправлены три пятивагонных состава. Последний контракт был подписан в октябре 2019 года. Договор рассчитан на период с 2020 по 2023 год и предусматривает ежегодную поставку в Азербайджан 20 современных вагонов метро.
Несколько дней назад Бакинский метрополитен пополнился современными поездами метро – из России доставлены четыре поезда по пять вагонов каждый. Специально для Баку российскими инженерами разработана оригинальная цветографическая схема, видоизменен дизайн фар, информационная система адаптирована к местным условиям. Срок службы вагонов – 30 лет.
Но сотрудничество столицы Азербайджана и Мытищинского предприятия транспортного машиностроения началось задолго до того, как в Баку открылось метро. Еще в 1926 году впервые в СССР на заводе начался выпуск электровагонов для первых электрифицированных дорог. И первая такая дорога была открыта именно в Азербайджане в 1926-м на маршруте Баку – Сабунчи – Сураханы. Железная дорога Москва – Мытищи, к слову, открылась во вторую очередь – только в 1929-м.
Ташкент
В апреле этого года "Метровагонмаш" подписал контракт с Ташкентским метрополитеном на изготовление и поставку 40 вагонов. Подвижной состав планируется изготовить и передать заказчику до конца 2021 года. Это будет десять поездов в четырехвагонном исполнении.
Осенью 2019 года завод поставил в Ташкент пять четырехвагонных поездов. Аналогичные новые поезда с современными салонами и сквозными проходами эксплуатируются в Московском, Казанском и Бакинском метрополитенах.
Сотрудничество Ташкентского метрополитена с "Метровагонмашем" началось в 1977 году, когда была открыта подземка в столице Узбекистана. Самые первые вагоны сняты с эксплуатации еще в 1985-м и стали музейными экспонатами. Всего в столицу Узбекистана с 1977 года было поставлено более 20 поездов метро.
Но не только с метрополитеном сотрудничает "Трансмашхолдинг". За три последних года в Узбекистан поставлено семь электровозов и четыре грузовых тепловоза. Электровозы для узбекистанских железнодорожников выполнены в самой современной модификации. Главные преимущества электровоза с поосным регулированием силы тяги – способность работать на участках со сложным рельефом, которым отличаются железные дороги Узбекистана, возможность водить более тяжелые поезда и, как следствие, увеличение производительности локомотива.
Тепловозы, аналогичные поставленным в Узбекистан, эксплуатируются на Улан-Баторской железной дороге в Монголии, Тугнуйском угольном разрезе в Бурятии, на Шубаркольском разрезе и Соколовско-Сарбайском горно-обогатительном производственном объединении в Казахстане.