ВИЛЬНЮС, 30 мая – Sputnik. Глава Клайпедского порта Альгис Латакас признал, что потеря грузопотока из Белоруссии приведет к убыткам для морской гавани. Об этом он сказал на заседании в Сейме.
"Сложная сейчас ситуация. Если географическое положение нельзя изменить, то политическая ситуация волнообразна, колеблется и сегодня все еще находится в красной зоне. Это большой риск, учитывая, что 32 процента перегружаемых в порту грузов являются белорусскими грузами", - сказал он.
По его словам, всего в порту обрабатывается 19 миллионов тонн транзитных грузов, из которых 15,6 миллиона тонн - белорусские, большая часть – это удобрения.
"Возвращаясь назад, в ретроспективу, нужно сказать, что, например, в 2000 году транзитных грузов было около 80 процентов. А тем временем, с уходом российских грузов из Клайпеды по политическим причинам и из-за стратегии России по перенаправлению своих грузов через российские порты, мы знаем, что появился такой порт, как Усть-Луга, где большая часть грузов направляется туда российскими компаниями. Мы думаем, что эта ситуация, как бы она ни сложилась, конечно, была бы большой потерей для железных дорог и для нас как порта, но в основном в порту не бывает пустого места, и это место могли бы занять другие грузы", - сказал глава порта.
В то же время есть еще один риск для Клайпедского порта – это растущая конкуренция, считает Латакас.
По его словам, даже во время пандемии, когда все предприятия считали убытки, порт Литвы рос, а прошлый год и вовсе был рекордным – было обработано 48 миллионов тонн грузов.
"Эта ситуация вынуждает окружающие порты, особенно на севере, наших соседей, порты Латвии, Эстонии и Польши очень внимательно смотреть на это и прилагать большие усилия, чтобы они могли забрать часть грузов, которые прибывают в Клайпедский порт", - сказал он.
Литва уже потеряла транзит белорусских нефтепродуктов. Президент Белоруссии Александр Лукашенко еще в августе прошлого года заявил о возможной переориентации торговых потоков с портов Прибалтики.
Россия и Белоруссия 19 февраля заключили межправительственное соглашение о перевалке белорусских нефтепродуктов на экспорт через морские порты РФ. Документ предусматривает перевалку предприятиями Белоруссии более 9,8 миллиона тонн грузов в морских портах РФ на Балтике в 2021-2023 годах.
Отношения Литвы и Белоруссии
Отношения Белоруссии и Запада обострились после того, как в Минске был задержан блогер Роман Протасевич. Это произошло после того, как самолет Ryanair совершил экстренную посадку из-за сообщения о минировании. Рейс летел по маршруту Афины – Вильнюс. Позднее информация о минировании не подтвердилась.
Протасевич проходит в Белоруссии по нескольким уголовным статьям. Кроме того, он является автором двух Telegram-каналов, которые в республике признаны экстремистскими.
Инцидент вызвал бурную реакцию в западных странах. Литва настаивает на введении новых санкций. Как заявлял глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис, они могут коснуться, в том числе, нефтепродуктов.
Ранее глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель заявил, что Евросоюз может взять под контроль экспорт белорусских калийных удобрений, которые Минск поставляет через страны Балтии. Однако президент Литвы Гитанас Науседа усомнился в действенности таких мер и заявил, что в случае принятия данного решения "убытки понесет кто угодно, но не белорусский режим".
Это не первый случай вынужденной посадки самолета. Так, в Австрии в 2013 году вынужденно сел самолет президента Боливии Эво Моралеса. Испания, Италия, Франция и Португалия закрыли для него воздушное пространство из-за слухов, что на борту может находиться бывший агент ЦРУ Эдвард Сноуден, обвиняемый в США в разглашении государственной тайны. Тогда США потребовали обыскать самолет, однако Сноудена там не нашли. Боливии принесли извинения за этот инцидент.