ВИЛЬНЮС, 6 дек – Sputnik, Владимир Евсеев. Усиление внутренних разногласий по турецкой проблеме, выстраивание отношений с Россией и Китаем, уровень военных расходов, дальнейшее расширение альянса и его участие в различных миссиях, в первую очередь в Афганистане, – вот основные темы состоявшегося в Великобритании юбилейного саммита НАТО.
Макрон и НАТО
Остроту обсуждавшимся проблемам добавил президент Франции Эмманюэль Макрон.
Сначала он в интервью журналу The Economist заявил, что "организация (НАТО) полностью утратила координацию между союзниками, что можно охарактеризовать как "смерть мозга". Это было отрицательно воспринято и президентом США Дональдом Трампом, и канцлером ФРГ Ангелой Меркель, и президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, и, разумеется, генеральным секретарем альянса Йенсом Столтенбергом. Они заявили, что не разделяют столь резких оценок, хотя сам Трамп ранее называл НАТО устаревшим институтом.
Не меньшее возражение, конкретно в Анкаре, вызвали слова Макрона о том, что Турция не может рассчитывать на поддержку НАТО после того, как начала на северо-востоке Сирии военную операцию "Источник мира" (против сирийских курдов). По этому поводу Эрдоган посоветовал "уважать суверенитет Турции".
НАТО и Турция
Следует заметить, что внутри НАТО к Турции всегда было настороженное отношение, в том числе обусловленное ее противостоянием с другим государством – членом альянса – Грецией. Анкара, не ставя под сомнение свое присутствие в НАТО, порой препятствовала совместным действиям государств – членов этой организации, например, в 2003 году против Саддама Хуссейна в Ираке. Тогда Анкара запретила международным коалиционным силам использовать свою территорию.
Сирийский кризис лишь усугубил эту проблему. Так, еще в 2012 году Турция якобы для защиты от сирийской ракетной угрозы потребовала задействовать статью 5 Североатлантического договора о коллективной обороне. США, Германия и Нидерланды были вынуждены разместить в Турции зенитные ракетные комплексы (ЗРК) Patriot. В октябре 2015 года они были выведены из страны (вопреки настойчивым просьбам Анкары).
Сейчас США рассматривают вопрос о выводе из Турции 50 тактических ядерных боезарядов (они все еще размещены на военно-воздушной базе Инджирлик), которые учитывались альянсом при стратегическом планировании боевых действий. При этом американцы не смогли воспрепятствовать закупке Анкарой российских ЗРК С-400.
Начав операцию "Источник мира", Турция вынудила США вывести из Сирии свои воинские подразделения – из Манбиджа и кантона Кобани провинции Алеппо, провинций Ракка и Хасеке. Это серьезно ухудшило отношения Вашингтона с руководством прокурдских Сил Демократической Сирии (СДС), которое при посредничестве России пошло на военное сотрудничество с Дамаском. Конечно, американцы продолжают поставлять сирийским курдам оружие и боеприпасы и взаимодействуют с вооруженными формированиями СДС в восточной части провинции Дейр-эз-Зор. Но сфера их влияния в Сирии существенно сократилась, за что несет ответственность, как считают в Вашингтоне, турецкая сторона.
Более того, накануне саммита НАТО президент Эрдоган стал буквально шантажировать руководство альянса. Его представитель в организации блокировал план по защите стран Балтии и Польши, требуя взамен признать курдские отряды народной самообороны террористической организацией.
Правда, по итогам саммита план обороны Балтии и Польши все же был согласован – Турцию и курдов решили обсудить отдельно.
О военных расходах НАТО
Острую дискуссию в рамках юбилейного саммита вызвал вопрос об уровне военных расходов. Дональд Трамп подчеркнул, что именно США несут основное финансовое бремя по содержанию НАТО.
Так, если в его стране военные расходы составляют 3,4 процента ВВП, то в Германии и Франции – 1,2 процента. В среднесрочной перспективе государства – члены альянса планируют выйти на обещанные два процента ВВП, но руководство европейских государств подчеркнуло, что не может рисковать внутренней стабильностью, особенно в условиях продолжающейся миграции к ним населения из стран Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки. Невыполнение социальных обязательств уже привело к массовым протестным акциям во Франции. Параллельно в Европе идут дискуссии о необходимости создания собственной армии.
Но в итоге запланировано, что суммарные оборонные расходы стран НАТО вырастут на 130 миллиардов долларов в 2020 году и на 400 миллиардов долларов в 2024-м (по сравнению с 2016 годом). То есть общие военные расходы стран альянса в будущем году составят порядка 1,4 триллиона долларов.
Китай, Россия и контроль над вооружениями
Сопротивление в Европе (особенно в Германии) вызывают планы США по развертыванию ракет средней дальности, что стало возможно после выхода Вашингтона из Договора по ликвидации ракет средней и меньшей дальности. В ходе саммита Трамп пообещал начать консультации с Москвой для заключения нового договора в этой области.
В целом внутри НАТО усиливаются разногласия по отношению к России. Если страны Восточной и Центральной Европы в основном опасаются Москвы и требуют новых гарантий по обеспечению своей безопасности (в большей степени это волнует страны Балтии и Польшу), то многие другие государства, включая Францию, Германию и Италию, заинтересованы в ослаблении военной напряженности и выстраивании с Россией партнерских отношений.
Неожиданно такую позиция поддержали президент США Трамп и глава НАТО Столтенберг. "Это (Россия) самый большой сосед НАТО и останется таковым. Важно сочетать диалог со сдерживанием Москвы", — уточнил генсек альянса.
Впервые в ходе нынешнего саммита в качестве потенциального вызова для НАТО был назван Китай. Столтенберг отметил, что подъем КНР создает как проблемы, так и новые возможности. "Китай активно инвестирует в новые военные возможности и имеет сегодня второй по объему военный бюджет в мире после США. Недавно эта страна обрела новые военные возможности, включая новые виды ядерных вооружений. Мы должны ответить на это все вместе", — заявил он.
Что еще можно отметить? Конечно, в целом США сохраняют свой контроль над НАТО. Успешно развивается процесс по вступлению в альянс Северной Македонии. Страны НАТО также утвердили космос в качестве пятой сферы операционной деятельности альянса и намерены наращивать технологический потенциал для противостояния кибератакам и гибридным угрозам.