"Таких не пускаем": как Литва принимает россиян на въезде в ЕС

© Sputnik / Александр ЛиповецВыезд из пункта пропуска "Мядининкай" на границе Белоруссия — Литва, архивное фото
Выезд из пункта пропуска Мядининкай на границе Белоруссия — Литва, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 08.09.2022
Подписаться
Литовские пограничники пропускают не более трех машин в час, из-за чего люди стоят в очередях более десяти часов
ВИЛЬНЮС, 8 сен – Sputnik. Литовские пограничники намеренно ограничивают пропускную способность на белорусско-литовской границе, часами досматривая машины с российскими номерами. Корреспондент РИА Новости убедился в этом, когда пересекал границу по пути в Европу.

Начало пути

Водитель грузового микроавтобуса Виталий (имя изменено), который направляется из Москвы в Берлин, родом из Калининграда, там многие занимаются грузоперевозками.
В последнее время дела у Виталия идут хуже. Выросший рубль заставил распустить водителей и самому сесть за руль. Ко всему прочему Литва и Польша усложнили правила коммерческих грузоперевозок на автомобилях с российскими номерами.
Поэтому была придумана легенда: наши жены знакомы и Виталий просто подкидывает приятеля до Калининграда.

Три машины в час

К полудню большая часть пути по Белоруссии позади. Подъезжаем к границе с Литвой, где недавно возвели новый накопитель для фур и авто. Дорога длится уже сутки.
Купив место в очереди, въезжаем на площадку. Впереди — табло, где с часа до двух должен будет высветиться регистрационный номер.
Проходит три часа. Сделавшие бронь еще ранним утром ждут до сих пор. От нечего делать люди сбиваются в группы и беседуют.
Здание Министерства иностранных дел в Москве, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 06.09.2022
"Без эмоций": в РФ рассказали об ответе на решение стран Балтии по визам
Мужчина из Витебска считает, что это "показательная порка" со стороны литовских пограничников. Это подтверждает сотрудник накопителя — литовцам спустили указание пускать не более трех машин в час. Белорусы и рады бы выпустить, но вся нейтральная зона за КПП забита.
Земляк Виталия Иван рассказывает: несколько дней назад он уже пересекал здесь границу и на "нейтралке" видел семью с ребенком-инвалидом, которая простояла около десяти часов. Не выдержав, они решили просить у литовцев пустить их без очереди. "Сидите дома с инвалидами", — ответили те. "Вот вам демократия, свобода и защита прав", — резюмировал Иван.
Ближе к вечеру несколько машин с белорусскими номерами уезжают, не дождавшись своей очереди.

Лучик надежды

Часам к восьми сотрудники КПП за накопителем дают надежду: в девять пересменка у литовцев. А это значит, что начнут пускать — никому не хочется растягивать работу на ночь.
Смеркается, резко холодает. Виталий рассказывает, что в Польше его коллеге недавно бросили камень в лобовое стекло. А сам он недавно прогнал двух украинцев, которые пытались оторвать от его автобуса дефлекторы — ветрозащиту.
Восемь часов простоя. На табло высвечивается несколько номеров. Среди них — наш. На первом КПП с белорусской стороны мельком смотрят на разворот паспорта и оглядывают вещи.
"Грузовым или легковым едете?" — спрашивает белокурая пограничница. Малогабаритные грузовые авто с коммерческими грузами разворачивают — литовцы их так и так не пропустят.
Калининград, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 07.09.2022
В Калининграде призвали не бояться за транзит из-за решения Балтии по визам
В начале девятого медленно движемся к последнему КПП. Всем тем, кого вызвали только сейчас, очень повезло, ведь рядом с накопителем есть уборная, еда и вода.
Расстояние между всеми пунктами пропуска составляет меньше километра, а на часах 23.33 — уже проезжали бы Варшаву.

Таких не пропускаем

Пропускают на нейтральную полосу. На первом посту микроавтобус поверхностно проверяет литовский пограничник. На втором КПП паспорта ненадолго изымают, и очередь двигается к последней точке "мытарств". Несколько соседних машин развернули и отправили обратно.
Из пристройки у последнего поста выходит литовский пограничник — по виду старший по званию. Карточку техосмотра, регистрацию и опись, которая была составлена заблаговременно на нескольких языках, он не смотрит, а сразу просит вытащить и вскрыть пару коробок наугад. Лишь мельком смотрит на содержимое — детские игрушки вперемешку с одеждой.
Проблема — в российских номерах. Общение на английском. По второму кругу звучит легенда, немецкий паспорт пассажира показан, однако не оказывает ожидаемого воздействия.

"Вы на грузовом автомобиле с русскими номерами. Мы такие не пропускаем. Откуда я знаю, что вы ему не заплатили?" — говорит пограничник.

На вопрос, как еще можно было бы с вещами выехать из Москвы, он предлагает "позвонить кому-нибудь с европейскими номерами". Напираем на то, что если что не нравится, то поедем к Виталию в Калининград, а там уже можно воспользоваться услугами европейцев. Пограничник грозит пломбированием и недовольный уходит звонить начальству. Возвращается и отдает паспорта: "Вы сказали про Калининград, туда и поезжайте".
Виталий счастлив, но полагает, что, если бы не был показан паспорт гражданина ЕС, обязательно бы развернули. В три часа ночи он на всех парах спешит вглубь Литвы по пустынному шоссе. В общей сложности пересечение границы заняло 15 часов.
Пропускной пункт Мядининкай на границе Литвы и Белоруссии, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 07.09.2022
Литва намерена продлить режим ЧП и ограничить пропуск россиян
Лента новостей
0