Власти Литвы уничтожают терминал удобрений и нарушают закон, заявил политик

© Photo : Facebook / Klaipėdos uostas / Port of KlaipedaКлайпедский порт, архивное фото
Клайпедский порт, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 01.02.2022
Подписаться на
Yandex newsTelegram
С финансовыми трудностями столкнется и порт, и ЛЖД, и другие компании, считает Буткявичюс. Кроме того, решение властей может противоречить международным соглашениям
ВИЛЬНЮС, 1 фев – Sputnik. Литва, в соответствии с Соглашением о международных перевозках грузов железнодорожным транспортом и положениями Конвенции ООН по морскому праву, должна разрешить "Беларуськалию" перевозку белорусских удобрений через Литву. Об этом заявил депутат Альгирдас Буткявичюс.

"Сегодня прерван транзит удобрений. Что дальше? Какие есть альтернативы? Важно развеять сомнения относительно того, были ли учтены санкции США при принятии политического решения, оценивались ли экономические и социальные последствия, не будут ли нарушены обязательства по международному праву", — заявил политик в Сейме.

По словам Буткявичюса, представленные ему заключения адвокатов, имена которых он не назвал, показывают, что договор с "Беларуськалием" мог быть расторгнут незаконно в нарушение двух международных конвенций.
"Широко распространено мнение, что "Беларуськалий" подаст в суд, мотивируя это тем, что Литва нарушает свои международные обязательства. Хотел бы подчеркнуть, что при транзите белорусских удобрений через территорию Литвы и из Клайпедского государственного морского порта путем отправки этих удобрений в другие страны применяются положения Соглашения о международной железнодорожной перевозке грузов и Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву", — отмечает политик.
Порт Клайпеда, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 01.02.2022
Черный день транзитного календаря: власти Литвы сделали невозможное
Депутат заявляет, что если речь идет о договоре о международной перевозке грузов железнодорожным транспортом, то каждая сторона этого соглашения должна транспортировать весь груз, кроме установленных исключений.

"Это означает, что LTG Cargo должна обеспечить бесперебойную перевозку белорусских удобрений железнодорожным транспортом. Это означает, что в данном случае следует оценивать, что позиция правительства о возможном противоречии договора между "Литовскими железными дорогами" и "Беларуськалием" интересам национальной безопасности, сложно согласуется с обязательствами Литвы", — объясняет Буткявичюс.

Депутат отметил, что в Конвенции ООН по морскому праву закреплен принцип, согласно которому государства, не имеющие выхода к морю, имеют право заходить в море и выходить из него для осуществления прав, закрепленных в Конвенции.
"С этой целью государства, не имеющие выхода к морю, пользуются свободой транзита через территорию государства транзита всеми видами транспорта. Как транзитное государство, по смыслу Конвенции Литва должна обеспечить право белорусского государства, не имеющего выхода к морю, на осуществление свободы транзита через свою территорию. Это вывод юристов, и я думаю, что это может вызвать проблему невыполнения международных обязательств", — сказал депутат.
Железная дорога, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 01.02.2022
В Литве вступил в силу запрет на транзит грузов "Беларуськалия"

ЛЖД потеряет сто миллионов евро в год

По словам Буткявичюса, "Литовские железные дороги" будут терять сто миллионов евро в год из-за решения приостановить перевозки белорусских удобрений и, вероятно, в 2022 году будут работать в убыток.
"По моему мнению, с финансовыми трудностями столкнется и LTG Cargo, дочернее предприятие Lietuvos geležinkeliai, которое, как я думаю, потеряет примерно от четверти до пятой части всех перевозимых грузов", — сказал он.
Депутат напомнил, что "Литовские железные дороги" поставили перед собой амбициозные стратегические цели. Компания реализует проект электрификации, необходимо закупить новые электроносители.
"Может случиться так, что Lietuvos geležinkeliai будет брать кредиты под более высокие проценты или вообще будет иметь проблемы с получением кредитов", — поясняет политик.
Поезд литовских железных дорог - Sputnik Литва, 1920, 31.01.2022
Поедут пустые вагоны: ЛЖД не одобрила заявки на перевозку удобрений

Клайпедский порт также столкнется с трудностями

По мнению Буткявичюса, пострадает и Клайпедский морской порт.
"Уже публично заявлено, что грузооборот белорусских грузов составляет треть всех грузов в порту. Речь идет о 15 миллионов тонн в год. Калийные удобрения составляют основную часть этого количества. Белорусские грузы приносят порту около 18 миллионов евро доходов. В связи с прекращением перевозки удобрений будет потеряна большая их часть. Дирекция Клайпедского порта не сможет собрать и судовой сбор, который может достигать около 20 миллионов евро. Он не будет собран, потому что придется отказаться от части судов, которые перевозили удобрения в разные страны мира", — уверяет депутат.
Политик отметил, что терминал удобрений в Клайпеде является крупнейшим в мире.
"Некоторые правительства работают над развитием таких объектов и инфраструктуры, а члены нынешней коалиции консерваторов, либералов и Партии свободы занимаются уничтожением", — сказал он.
Парламентарий также выразил опасение, что работающая в порту белорусская компания Birių krovinių terminalas понесет убытки.

"Это крупнейшая стивидорная компания Клайпедского порта и крупнейший в мире терминал, специализирующийся на перевалке минеральных удобрений. Компания осуществляет перевалку удобрений в Клайпедском порту на основании договора с "Беларуськалием". Компания в 2020 году заработала 15,9 миллиона евро чистой прибыли и 18,7 миллиона евро — в 2019 году. Прерванная перевозка удобрений окажет существенное влияние на деятельность компании, так как она специализируется на перевозке белорусских удобрений и нечем заменить такие объемы грузов", — уверяет Буткявичюс.

Политик также отметил, что компании по производству удобрений LTG Infra и LTG Cargo уже повысили тарифы на некоторые услуги, возможно, из-за решения не перевозить "Беларуськалий" через Литву.
"В Клайпедском порту даже до трех-четырех раз, в результате работающие там компании будут вынуждены поднимать цены на свои услуги, а у порта возникнут проблемы с конкурентоспособностью. Например, за счет повышения тарифов грузоперевозки в Рижский порт становятся до четырех раз дешевле, чем в Клайпеду", — сказал Буткявичюс.

Запрет транзита

С 1 февраля запрет на транзит грузов "Беларуськалия" вступил в силу.
Компания "Литовские железные дороги" (ЛЖД) получила уведомление от Белоруссии по поводу того, что та будет добиваться возмещения ущерба из-за действий Вильнюса в отношении "Беларуськалия". Размеры возможного иска не уточняются.
Политики и эксперты отмечают, что разрыв контракта ЛЖД с "Беларуськалием" грозит Литве многомиллионными убытками.
В свою очередь, президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что если Вильнюс откажется пропускать белорусские грузы, то Минск примет меры.
Премьер-министр Белоруссии Роман Головченко, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 01.02.2022
Ударит по экономике Литвы: Минск рассказал, чем ответит на потерю транзита
Лента новостей
0