Ничего не нарушали: в ЛЖД заявили, что санкции США не обязательны

© Photo : AB „Lietuvos geležinkeliai“Поезд литовской железной дороги
Поезд литовской железной дороги  - Sputnik Литва, 1920, 20.12.2021
Подписаться
Ранее в стране разразился скандал из-за продолжающегося на фоне санкций Вашингтона транзита удобрений от компании "Беларуськалий"
ВИЛЬНЮС, 20 дек – Sputnik. Компания "Литовские железные дороги" (Lietuvos geležinkeliai, ЛЖД) получила официальные разъяснения от Управления по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC) о том, как следует относиться к санкциям, введенным в отношении "Беларуськалия". Об этом сообщила пресс-служба литовского предприятия.
Долгосрочное соглашение с "Беларуськалием" было подписано ЛЖД в 2018 году и действует до конца 2023 года. Поскольку санкции США не распространяются на ЛЖД, их публикация не дает компании правового основания для приостановления выполнения своих договорных обязательств.
Соглашение между ЛЖД и "Беларуськалием" предусматривает, что контракт может быть расторгнут с уведомлением за 12 месяцев. Если ЛЖД досрочно расторгнет договор в одностороннем порядке, другая сторона может потребовать компенсацию понесенных расходов и потери дохода. Если суд поддержит хотя бы часть такого иска, это потенциально может угрожать банкротством "Литовским железным дорогам", говорится в сообщении.
Здание министерства иностранных дел Республики Белоруссии - Sputnik Литва, 1920, 20.12.2021
В Минске заявили, что блокировка Литвой транзита усугубит проблему голода
ЛЖД запросила у OFAC разъяснения относительно текущей и потенциальной будущей коммерческой деятельности, связанной с транспортировкой продукции "Беларуськалия" через Литву. ЛЖД также запросила подтверждение того, что контракты, не связанные с физическими лицам США или с выплатами в долларах США, не нарушают и не будут нарушать санкции в будущем, что они не угрожают и не будут угрожать ЛЖД штрафами за нарушение санкций.

"Санкции, объявленные OFAC, не имеют прямого отношения к ЛЖД, поскольку нет связи с США. ЛЖД не является резидентом США, и информация, предоставленная в запросе, не указывает на то, что упомянутые в нем контракты или платежи касаются лиц США, включая финансовые учреждения или корреспондентов США. Однако, учитывая, что организации, которые не подпадают под юрисдикцию санкций США и тем не менее предпочитают соблюдать санкции OFAC, мы призываем к соблюдению санкций OFAC с учетом рисков. Те, кто стремится соблюдать санкции OFAC, должны тщательно оценить соответствующие правила и риск санкций, связанный со сделкой, прежде чем принимать решение о каких-либо действиях", – говорится в письме OFAC.

Кроме того, в управлении отметили, что вторичные санкции в настоящее время отсутствуют.
В начале декабря ЛЖД консультировалась и продолжает это делать с ответственными государственными учреждениями Литвы и США, включая OFAC, относительно соблюдения вступивших в начале декабря в силу санкций Вашингтона. Для разъяснения ситуации также были привлечены юристы Литвы и США. В ходе консультаций был сделан вывод, что санкции, введенные в отношении "Беларуськалия" со стороны США, не являются обязательными для литовских предприятий, расчеты ЛЖД и "Беларуськалия" производятся в евро, а физические лица из США в сделке не участвуют.

ЛЖД отмечает, что санкции ЕС в Литве обязательны. Они применяются только к новым контрактам, заключенным после 25 июня 2021 года. Европейские санкции запрещают импорт определенных видов (кодированных) продуктов хлорида калия. Эти продукты составляют очень небольшую долю от общего производства Беларуськалия (до 20 процентов). Таким образом, большая часть продукции "Беларуськалия" не подлежит санкциям ЕС, и, учитывая, что запрет не распространяется на контракты, заключенные до 25 июня 2021 года, нет ограничений на транспортировку всей продукции "Беларуськалия" (без исключения).

"Литовские железные дороги", принимая во внимание отслеживаемые риски и планируя диверсификацию своей деятельности, в начале этого года убрали грузы "Беларуськалия" со стратегических направлений. Грузопоток белорусской компании будет приостановлен, как только появится необходимая правовая основа.
Клайпедский порт - Sputnik Литва, 1920, 19.12.2021
Литва с портом попросилась в трансъевропейскую транспортную сеть
На прошлой неделе разразился скандал из-за продолжающегося на фоне санкций США транзита удобрений от компании "Беларуськалий". ЛЖД заявила, что белорусский производитель уже внес авансовый платеж и расторжение контракта грозит литовской стороне серьезными убытками. После этого Ландсбергис и глава Минтранса Марюс Скуодис подали заявления об отставке, однако премьер Ингрида Шимоните заявила, что кабмин продолжит работать в полном составе. В итоге было объявлено об отставке гендиректора ЛЖД.
Подобное решение Шимоните осудил президент страны Гитанас Науседа и другие политики, в том числе экс-премьер Саулюс Сквернялис.
Многие эксперты указывали на то, что Литву ждут огромные убытки из-за потери белорусского транзита. Бывший глава Минтранса, депутат Сейма Альгирдас Буткявичюс ранее предположил, что Латвия и Эстония не поддержат санкций Вильнюса в отношении "Беларуськалия". Он подчеркнул, что между портами и железными дорогами стран конкуренция была заметна всегда.
Вагон производителя калийных минеральных удобрений Беларуськалий в Литве - Sputnik Литва, 1920, 20.12.2021
В Литве считают, что соседи хотят перенять транзит удобрений из Белоруссии
Лента новостей
0