Завидует Новому шелковому пути: Литва хочет "присосаться" к Калининграду
© Photo : Пресс-служба правительства Калининградской областиТерминально-логистический центр "Восток – Запад" в Калининградской области
Подписаться
Несмотря на напряженные отношения с Россией, в Литве порадовались открытию транспортно-логистического центра под Калининградом
ВИЛЬНЮС, 8 окт – Sputnik. Транспортные компании Литвы на фоне серьезного транзитного кризиса уповают не на собственные силы, а на внешние факторы, среди которых находят место даже для России. Об этом в материале RuBaltic.ru пишет эксперт Алексей Ильяшевич.
Ранее стало известно, что на станции Черняховск в Калининградской области построили транспортно-логистический центр (ТЛЦ) "Восток-Запад". Новый терминал ориентирован на экспортные и импортные перевозки, а также на обработку транзитных контейнеров, которые следуют между Азией и Европой. В России рассчитывают, что он станет одним из важнейших хабов на Новом шелковом пути.
В Литве поприветствовали новость об открытии этого объекта, несмотря на напряженные отношения с восточным соседом.
Так, например, глава Литовской национальной логистико-экспедиторской ассоциации Эдмундас Даукантас заявил, что здоровая конкуренция помогает бизнесу развиваться, а глава по коммуникациям "Литовской железной дороги" (ЛЖД) Мантас Дубаускас увидел в открытии нового ТЛЦ новые перспективы для Литвы. По его словам, китайским грузам нужно добраться до Калининграда, а балтийская республика является частью этого пути.
Между тем, как отмечает Ильяшевич, о китайских инвестициях в литовскую экономику речь уже не идет. По его словам, правительство Ингриды Шимоните сделало все возможное, чтобы китайцы "обходили Клайпедский порт десятой дорогой".
"Но если частью Нового шелкового пути станет Калининград, то почему бы Литве к нему не "присосаться", используя свое географическое положение? Вряд ли ЛЖД упустит эту возможность (или попытается максимально осложнить работу транспортно-логистического центра в соседней стране)", – отмечает он.
По мнению эксперта, в самой балтийской республике "ловить нечего".
"В любом случае планы литовских железнодорожников являются маркером того, что никакого "запаса прочности" у них нет. Очередь из желающих заменить "Беларуськалий" к ним не выстраивается. Альтернативных грузоотправителей можно только "отбивать" у дальнобойщиков. Или же полагаться на внешние факторы – на развитие бизнеса за рубежом, на работу транспортно-логистического центра в "милитаризированной Калининградской области" РФ", – пишет Ильяшевич.
Литва потеряла транзит белорусских нефтепродуктов. Президент Белоруссии Александр Лукашенко еще в августе прошлого года заявил о возможной переориентации торговых потоков с портов Прибалтики.
Экспорт через Литву белорусских калийных удобрений, производители которых попали под санкции США против Минска, остановится в декабре этого года. В свою очередь, Минск к декабрю будет готов к перевалке калийных удобрений через морские порты РФ при поставках продукции на экспорт.
Многие эксперты уже отмечали, что санкции, затрагивающие деятельность Клайпедского порта, нанесут ущерб литовской экономики, однако власти Литвы не хотят этого признавать. Акционер компании "Терминал насыпных грузов" (Biriu kroviniu terminalas) в Клайпеде Игорь Удовицкий предрекал республике "айсберг потерь". Между тем Шимоните не раз отмечала, что Вильнюс не будет отказываться от санкций против Минска из-за "каких-то грузов" в порту.
По оценкам компании LTG Cargo, ущерб от ухода белорусских удобрений может составить около 60 миллионов евро. Кроме того, из-за роста цен на газ предприятие будет вынуждено увеличить тарифы на грузоперевозку.
Ситуация с транзитом осложняется еще и тем, что в последнее время обострились литовско-китайские отношения. Хотя сейчас LTG Cargo перевозит четыре транзитных китайских поезда в день, а в ближайшем будущем их количество может вырасти до шести, китайские операторы перестали формировать прямые рейсы в Литву.
Кроме того, в Литве наблюдается сложная ситуация с дальнобойщиками – в стране не хватает водителей грузовиков, поэтому не исключено, что в республике будет наблюдаться нехватка товаров первой необходимости. В ассоциации автомобильных перевозчиков уже заявляли, что Литва может пойти по "британскому сценарию".
Между тем, в отличие от Литвы, в Калининградской области нет сбоев с доставкой товаров.
Что известно о новом терминале
В ТЛЦ "Восток-Запад" контейнеры будут перегружаться с поездов широкой российской колеи (1520 миллиметров) на поезда европейской колеи (1435 миллиметров) и отправляться в пункты назначения.
Терминал расположен недалеко от погранперехода "Железнодорожный" (Россия) – "Скандава" (Польша), что позволит увеличивать объемы перевозок, когда другие пункты пропуска достигнут предела своей пропускной способности.
Сразу после открытия новый терминал будет обслуживать транзитные сервисы ОТЛК ЕРА по направлению Китай – Европа – Китай. Кроме того, здесь будут проходить регулярные контейнерные поезда в сообщении с подмосковным ТЛЦ "Белый Раст". Ожидается, что через терминал пойдут и автокомплектующие из Европы для калининградского предприятия "Автотор".