Дешифровка "тайной сделки": что сказано в документе о "Северном потоке – 2"
12:23 23.07.2021 (обновлено: 12:24 23.07.2021)
© Photo : Nord Stream 2 / Axel SchmidtТрубы для "Северного потока - 2"
© Photo : Nord Stream 2 / Axel Schmidt
Подписаться
Любой читатель, который попытался бы составить собственное мнение, оказался бы в крайне затруднительной ситуации: а точно ли все комментаторы говорят об одном и том же соглашении между Берлином и Вашингтоном по поводу газового проекта?
Вряд ли будет ошибкой сказать, что после новости о том, что США и ФРГ подписали соглашение по "Северному потоку – 2", менее чем за сутки в многочисленных СМИ опубликовано не менее тысячи комментариев, мнений, оценок этого документа. Комментировали политики и политологи, эксперты и журналисты самых разных стран, а уж поток подобного рода информации с берегов Днепра по мощности едва ли уступал Гольфстриму. Но самое удивительное – то, что на русском языке полный текст этого документа в СМИ опубликован так и не был, и именно это стало причиной того, что мнения и суждения были не только разными, но порой имели прямо противоположный характер.
Любой читатель, который попытался бы составить собственное мнение, оказался бы в крайне затруднительной ситуации: а точно ли все комментаторы говорят об одном и том же документе?
Обязательная программа в преамбуле соглашения ФРГ и США
Текст соглашения найти несложно – он размещен, к примеру, на сайте МИД Германии. Заголовок начинается со слов "Совместное заявление США и Германии" – это не договор, обязывающий к действиям, строго определенным четко структурированным алгоритмом, и никаких карательных мер для подписантов в том случае, если они не выполнят какие-то положения этого соглашения, не предусмотрены. Этот документ можно назвать иначе – меморандумом, заявлением о намерениях и как угодно еще, только не обязывающим договором.
Первая часть текста вызывает зависть у капитана Очевидность – ФРГ и США поддерживают суверенитет и территориальную целостность Украины, уважают "нормандский формат" и Минские соглашения и при этом намерены поддерживать Парижское соглашение по климату. Дальше – набор стандартных штампов, которые публикуются на протяжении последних семи лет безостановочно во всех западных СМИ и тысячекратно повторяются западными политиками всех масштабов и оттенков: все они едины в стремлении привлечь Россию к ответственности "за ее агрессию" путем наложения санкций. Потрясающе! Можно подумать, что без "Северного потока – 2" Байден и Меркель этого никогда не делали, что им какой-то предлог дополнительный для этого требуется.
"Если Россия попытается использовать энергию в качестве оружия <…> против Украины, Германия примет меры на национальном уровне и потребует эффективных мер на европейском уровне". To use energy as a weapon – это вообще о чем? Примеров подобного поведения России даже в те годы, когда она была частью СССР, не было и нет. Государственный концерн "Газпром" не выполнит контрактные обязательства перед своими европейскими компаниями-заказчиками? Так на такие случаи во всех контрактах предусмотрены штрафные санкции, "Газпром" все свои договоры выполняет самым тщательным образом, ему штрафы платить не с руки. Ладно, будем считать, что это они о чем-то своем – пусть себе, бумага терпит. Проще всего считать всю эту часть текста чем-то вроде обязательной программы в фигурном катании: три раза подпрыгнуть, один раз подскочить, покрутиться вокруг оси и не забыть присесть. Не будем строгими судьями, выставим оценки повыше – они ведь старались.
Что важнее – "буква" или "дух"
А вот дальше начинается куда более существенное: "Германия подчеркивает, что будет соблюдать букву и дух Третьего энергетического пакета в отношении "Северного потока – 2" под юрисдикцией Германии, чтобы обеспечить разделение и доступ третьих сторон". Коротко напомню, что за терминология использована. В 2019 году ЕС обновил Третий энергопакет, в числе прочего распространив требования разделения функций компаний – поставщиков газа и компаний – владельцев и операторов трубопроводов, по которым эта поставка осуществляется, на газовые магистрали, приходящие на территорию ЕС из-за его пределов.
Единственный владелец и оператор СП-2 – швейцарская компания Nord Stream 2 AG, единственным акционером которой является "Газпром". Германия намерена требовать соблюдения этого принципа – российский газ и СП-2 должны принадлежать разным, не аффилированным друг с другом юридическим лицам. Почему именно Германия? Изменения, внесенные в Третий энергопакет, дают право правительству той страны, на территорию которой импортирующий газопровод приходит извне ЕС, самостоятельно решать, делать для этого газопровода исключения из Третьего энергопакета или нет.
Давайте оценим, что получится, если Германия будет требовать, чтобы на СП-2 Третий энергопакет действовал в полном объеме – "соблюдать букву Третьего энергопакета". В этом случае требуется не только разделение, но и бронирование 50 процентов транзитной мощности газопровода для альтернативных поставщиков. Из годовой мощности СП-2 (разумеется, после того как он будет достроен) в 55 миллиардов кубометров "Газпром" не сможет использовать около 20 миллиардов кубометров: 15 миллиардов кубометров предназначены не для транзита, а для потребления внутри Германии. Напомню, что совсем недавно Европейский суд юстиции (высший судебный орган ЕС) своим вердиктом уже ограничил транзитную мощность газопровода OPAL – сухопутного продолжения первого "Северного потока", тем самым нанеся урон "Газпрому" в 12 миллиардов кубометров (годовая мощность OPAL – 36 миллиардов кубометров газа, но 12 миллиардов кубометров остаются в Германии). В таком случае совокупный урон экономическим интересам нашего государственного концерна от Третьего энергопакета по итогам июля 2021 года составят 32 миллиардов кубометров в год — именно на такой объем окажутся ограничены транзитные возможности по обоим "Северным потокам".
Можно ли на все 100 процентов быть уверенными, что именно такими окажутся действия Германии? Нет, поскольку в тексте the letter and the spirit, а дух – понятие не юридическое, это что-то более эфемерное. Несмотря на то что за первое полугодие "Газпром" поставил в дальнее зарубежье рекордный объем газа – 108,9 миллиарда кубометров, спотовые цены на европейских хабах вот уже больше месяца держатся на уровне около 400 долларов за тысячу кубометров, кратковременно уходя на рекордные отметки в 460 долларов. "Газпром" выполняет все контрактные обязательства и даже дополнительно бронирует транзитные мощности газотранспортной системы Украины в объеме 15 миллионов кубометров в сутки.
Традиционно во время отопительного сезона цены по сравнению с летними поднимаются на 40 процентов, а уж что будет в том случае, если климат зимой 2021/2022 года повторит такой же "маневр", как и предыдущей зимой, лучше даже не думать. Да, "Газпром" может пойти на то, чтобы не удовлетворять дополнительные заявки на газ со стороны европейских партнеров – на то они и дополнительные, что превышают законтрактованные объемы. Потерять на возможных объемах, но выиграть по выросшим ценам – вполне рыночное поведение, оштрафовать которое не получится, поскольку "буква Третьего энергопакета" этого не позволяет. И только в том случае, если Германия задумается о "душе", о "духе" – можно будет размышлять о том, чтобы помочь и Германии, и прочим странам ЕС, дополнительными объемами поставок сдерживая цены. До начала отопительного сезона остался ровно квартал, в течение этих трех месяцев нынешнему и будущему правительствам Германии (выборы там пройдут уже в октябре) предстоит сделать выбор: что ценнее – "буква" по 550 долларов за тысячу кубометров или "дух", который может оказаться настолько святым, что укротит цены.
Для нового транзитного договора требуется Ordnung
Двигаемся по тексту соглашения дальше: "Германия обязуется использовать все доступные рычаги для обеспечения продления до десяти лет соглашения о транзите газа между Россией и Украиной". Начать можно с того, что нет никакого соглашения о транзите между Россией и Украиной – в наличии только контракт между "Газпромом" и "Оператором ГТС Украины". Забавная "оговорка" для представителей двух государств, отстаивающих принципы либеральной экономики, но так бывает. А вот как выглядят указанные "доступные рычаги" – хотелось бы, конечно, подробнее. Рычаг для того, чтобы принудить два юридических лица подписать между собой обязывающий контракт? Как он выглядит, этот загадочный инструмент?
Но не спешим возмущаться, дальше есть подробности: "назначение специального посланника для поддержки переговоров, которые должно начаться не позднее 1 сентября". В переводе на общепонятный – Германия назначит посредника, который попытается согласовать пожелания как "Оператора ГТС Украины", так и "Газпрома". Что именно желает "Оператор" – гадать не требуется: как можно больший объем транзита при как можно большем тарифе и на как можно больший срок. Пожелания "Газпрома" тоже очевидны: гарантии того, что "Оператор" будет способен придерживаться тарифа, причем гарантии не от "Оператора", а от того, кто имеет деньги для того, чтобы ими отвечать за срыв транзита по техническим причинам.
Последний технический аудит ГТС Украины состоялся в 2015 году и показал уровень ее амортизации в 85 процентов. Будет технически ГТС Украины готова к выполнению обязательств по новому транзитному контракту или нет? "Газпрому" технические подробности не так уж важны – вполне достаточно финансовых гарантий, но не от компаний в юрисдикции Украины, поскольку с платежеспособностью у этих лиц ситуация крайне плачевна. Предоставит этот "специальный посланник" необходимые финансовые гарантии – тогда будет смысл вести переговоры. Переговоры об объемах и о тарифах – тарифы не должны кратно превышать средние по Европе, именно этого требует тот самый Третий энергопакет.
Хочешь кататься — и саночки повезешь
Разумеется, автоматически возникает вопрос: а для чего, собственно, Германии вот такой "праздник жизни"? Ответ находится в самом конце соглашения, к нему приходится продираться сквозь подробности очередной "зеленой инициативы". К России и нашим интересам это никакого отношения не имеет: нравятся господам солнечные и ветряные электростанции – пусть строят. "Германия будет поддерживать усилия по реформированию энергетического сектора Украины и помогать в определении вариантов модернизации газотранспортных систем Украины". Как видим, все на своих местах: в энергетической отрасли Украины появится куратор, который будет пытаться навести здесь Ordnung – только в этом случае можно надеяться на то, что и транзит будет продолжен.
Очевидно, что наведение порядка потребует дисциплины, прозрачности в принимаемых решениях и в финансовых вопросах. Удивительным образом ответ на вопрос, в чем настоящий, а не декларируемый интерес Германии именно как государства в продолжении украинского транзита, почему это выгодно России, наш портал уже ответил, причем более месяца тому назад. Для тех, кому не хочется читать еще одну статью, можем совсем коротко.
В 2022 году полностью прекратится добыча газа на месторождении Гронинген, что означает уход с рынка сразу 25 миллиардов кубометров газа в год, и этот дефицит "Газпром" без украинского транзита закрыть не сможет. В той же Германии начинается период закрытия АЭС, у которых заканчиваются проектные сроки эксплуатации. Прямого газопровода из России в Голландию нет – наш газ поступает в эту страну по германским магистралям, а это гарантирует новому газовому хабу THE, Trading Hub Europe, новые транзитные объемы и соответствующие объемы операций купли-продажи. THE – новый немецкий газовый хаб, образован слиянием хабов Gaspool и NCG, торги должны начаться 1 октября, Германия рассматривает THEкак серьезного конкурента ведущего европейского хаба TTF, функционирующего в Нидерландах. Именно с TTF "уйдет" газ Гронингена, в то время как на ТНЕ придут новые его объемы. Ведущий хаб Северной Европы – это не только вопрос престижа, но и возможность самым существенным образом влиять на цены во всем регионе, потому Германии есть за что бороться. Россию эта борьба вполне устраивает, поскольку неизбежно приводит к дальнейшему росту объема поставок газа в Европу.
Пройдет совсем немного времени, и мы узнаем не только, что для Германии важнее – "буква" или "дух" Третьего энергопакета по отношению к "Северному потоку – 2", но и то, как именно будет выглядеть немецкая помощь в определении вариантов модернизации ГТС Украины. В любом случае подписанное соглашение США и ФРГ для экономических интересов России выгодно, как об этом сказал и Владимир Путин после телефонного разговора с Ангелой Меркель.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.