https://lt.sputniknews.ru/20210602/porty-obankrotyatsya-chem-grozyat-litve-sanktsii-protiv-belaruskaliya-16710594.html
Порты обанкротятся: чем грозят Литве санкции против "Беларуськалия"
Порты обанкротятся: чем грозят Литве санкции против "Беларуськалия"
Sputnik Литва
ЕС готовит новые экономические санкции против Белоруссии. Вполне вероятно, попасть под них может и один из крупнейших в мире производителей калийных удобрений... 02.06.2021, Sputnik Литва
2021-06-02T18:49+0300
2021-06-02T18:49+0300
2021-06-02T18:49+0300
энергетика. live
литва
грузоперевозки
клайпедский порт
евросоюз (ес)
грузооборот
грузопоток
транзит
беларуськалий
порт
https://cdnn1.lt.sputniknews.com/img/07e4/0c/0e/13956387_0:274:3153:2048_1920x0_80_0_0_eef5711db5c288b54e647f78e28f687a.jpg
Калийный гамбит По информации агентства Bloomberg, после инцидента с самолетом Ryanair новые ограничения в отношении Минска будут носить "точечный" характер. Сектора белорусской экономики, которые попадут под очередной пакет мер, еще не определены. Но, с большой долей вероятности, в список будет включена госкомпания "Беларуськалий" и ее экспортное подразделение "Белорусская калийная компания" (БКК). Впрочем, эксперты считают, что Европа может только отказаться от поставок из Белоруссии. Что некритично для белорусской компании.Хлористый калий – одно из самых распространенных удобрений, применяемых в сельском хозяйстве. Рынок калийных удобрений отличает ограниченное количество игроков. Свыше 70 процентов мирового производства калия приходится на долю всего четырех компаний: российского "Уралкалия", канадских Nutrien и Mosaic, а также "Беларуськалия". Минск входит в число крупнейших мировых экспортеров калийных удобрений, контролируя около 20 процентов рынка. Продажа калия за рубеж обеспечивает страну стабильными доходами. От экспортных пошлин на калийные удобрения бюджет республики в 2021 году должен получить около 1,6 миллиарда белорусских рублей, от пошлин на нефтепродукты – всего 0,3 миллиарда (при цене на нефть в 40 долларов за баррель). "Эти санкции со стороны Евросоюза обязательно будут введены. В этом нет ни малейших сомнений, как и в том, что давление будет и дальше поэтапно усиливаться. Вопрос заключается только в том, когда они начнут действовать", — уверен старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Дмитрий Владимирович Офицеров-Бельский.Незначительная потеряПо данным Белстата, выручка от продажи калия в 2020-м составила 2,4 миллиарда долларов. Крупнейшими покупателями оказались Бразилия (522 миллиона долларов), Китай (320 миллионов долларов) и Индия (290 миллионов долларов). Европейский союз – лишь 195 миллионов долларов (менее десяти процентов от всего экспорта).Несмотря на угрозу европейский санкций, снижать производство белорусское предприятие не станет, уверена экономист-международник Ирина Новикова. По ее словам, Минск сможет без потерь переориентировать объемы из ЕС на другие рынки. Возможный запрет поставок калия в Европу эксперт называет некритичным еще и потому, что в начале нынешнего года президент Белоруссии Александр Лукашенко во время телефонного разговора с председателем КНР Си Цзиньпином обсудил возможность увеличения экспорта калийных удобрений в Китай.Он добавляет, что в январе БКК подписала годовой контракт на поставку в Индию 800 тысяч тонн калийных удобрений, а в феврале – контракт с китайскими покупателями.В целом общемировое потребление хлористого калия по итогам 2020 года увеличилось на 3,9 процента — до 68,9 миллиона тонн. И, как прогнозирует Международная ассоциация производителей удобрений, в ближайшие годы спрос на удобрения будет только расти. В калийном сегменте – на два процента ежегодно. "Нет никаких оснований предполагать снижение спроса на калийные удобрения в мире, потому что альтернатив здесь до сих пор не придумали. Можно топить вместо угля нефтью, вместо нефти – газом. Но вместо калийных удобрений использовать фосфатные или азотные нельзя. Это совершенно разные вещи", — подчеркивает руководитель Центра белорусских исследований Института Европы РАН Николай Межевич.В экспертной среде отмечают, что занять белорусскую нишу поставок удобрений в ЕС могут другие компании, в том числе российский "Уралкалий".Удар по своимСценарий с уходом "Беларуськалия" из Европы выглядит весьма неблагоприятным для ближайшего соседа Белоруссии – Литвы, считает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков. "Минск может перенаправить поставки в обход ЕС – через Россию. Ограничить возможности белорусского экспорта путем санкций не получится. А вот по Литве попытка таких ограничений может ударить очень чувствительно, вплоть до банкротства портов, через которые происходил экспорт белорусской продукции", — говорит он. Сейчас грузы из Белоруссии переваливаются в порту литовской Клайпеды. На продукцию белорусских предприятий – в основном минеральные удобрения и нефтепродукты – приходится около 30 процентов грузооборота порта. По словам руководителя гавани Альгиса Латакаса, потеря даже части грузов из соседней страны приведет к серьезным убыткам. "Потеряют все, и бюджет в том числе, так как произойдет уменьшение тарифов перевалки, уменьшение прибыли многих компаний, меньше будет выплачиваться налогов. Да и зарплаты своим работникам сократят многие компании", — указывал предприниматель. Между тем, по словам руководителя Росморречфлота Андрея Лаврищева, летом 2021 года Россия и Белоруссия могут принять решение о создании терминала для перевалки белорусских удобрений в одном из российских портов, что полностью исключит зависимость Минска от Прибалтики.
https://lt.sputniknews.ru/20210601/portu-litvy-predrekli-aysberg-poter-v-sluchae-ukhoda-belorusskikh-udobreniy-16673912.html
https://lt.sputniknews.ru/20210528/gruzopotok-litovskoy-kompanii-snizilsya-bez-belorusskikh-nefteproduktov-16517144.html
https://lt.sputniknews.ru/20210527/sdaet-nazad-litva-ispugalas-zapreta-na-eksport-belorusskikh-udobreniy-16592482.html
литва
евросоюз (ес)
белоруссия
Sputnik Литва
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2021
Новости
ru_LT
Sputnik Литва
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.lt.sputniknews.com/img/07e4/0c/0e/13956387_422:0:3153:2048_1920x0_80_0_0_4d9a1ace7553b0d8af1337a9031ec056.jpgSputnik Литва
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
литва, грузоперевозки, клайпедский порт, евросоюз (ес), грузооборот, грузопоток, транзит, беларуськалий, порт, колумнисты, белоруссия
литва, грузоперевозки, клайпедский порт, евросоюз (ес), грузооборот, грузопоток, транзит, беларуськалий, порт, колумнисты, белоруссия
Порты обанкротятся: чем грозят Литве санкции против "Беларуськалия"
ЕС готовит новые экономические санкции против Белоруссии. Вполне вероятно, попасть под них может и один из крупнейших в мире производителей калийных удобрений – госкомпания "Беларуськалий". Чем эта ситуация может обернуться для Вильнюса – в материале Sputnik
По информации агентства Bloomberg, после инцидента с самолетом Ryanair новые ограничения в отношении Минска будут носить "точечный" характер. Сектора белорусской экономики, которые попадут под очередной пакет мер, еще не определены. Но, с большой долей вероятности, в список будет включена госкомпания "Беларуськалий" и ее экспортное подразделение "Белорусская калийная компания" (БКК). Впрочем, эксперты считают, что Европа может только отказаться от поставок из Белоруссии. Что некритично для белорусской компании.
Хлористый калий – одно из самых распространенных удобрений, применяемых в сельском хозяйстве. Рынок калийных удобрений отличает ограниченное количество игроков. Свыше 70 процентов мирового производства калия приходится на долю всего четырех компаний: российского "Уралкалия", канадских Nutrien и Mosaic, а также "Беларуськалия".
Минск входит в число крупнейших мировых экспортеров калийных удобрений, контролируя около 20 процентов рынка. Продажа калия за рубеж обеспечивает страну стабильными доходами. От экспортных пошлин на калийные удобрения бюджет республики в 2021 году должен получить около 1,6 миллиарда белорусских рублей, от пошлин на нефтепродукты – всего 0,3 миллиарда (при цене на нефть в 40 долларов за баррель).
Европейские политики предполагают, что санкции против "Беларуськалия" станут болезненным ударом для белорусских властей, поскольку лишат их значительных экспортных поступлений.
"Эти санкции со стороны Евросоюза обязательно будут введены. В этом нет ни малейших сомнений, как и в том, что давление будет и дальше поэтапно усиливаться. Вопрос заключается только в том, когда они начнут действовать", — уверен старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Дмитрий Владимирович Офицеров-Бельский.
По данным Белстата, выручка от продажи калия в 2020-м составила 2,4 миллиарда долларов.
Крупнейшими покупателями оказались Бразилия (522 миллиона долларов), Китай (320 миллионов долларов) и Индия (290 миллионов долларов). Европейский союз – лишь 195 миллионов долларов (менее десяти процентов от всего экспорта).
Несмотря на угрозу европейский санкций, снижать производство белорусское предприятие не станет, уверена экономист-международник Ирина Новикова. По ее словам, Минск сможет без потерь переориентировать объемы из ЕС на другие рынки.
Возможный запрет поставок калия в Европу эксперт называет некритичным еще и потому, что в начале нынешнего года президент Белоруссии Александр Лукашенко во время телефонного разговора с председателем КНР Си Цзиньпином обсудил возможность увеличения экспорта калийных удобрений в Китай.
"Европейский рынок, безусловно, важен для Минска, однако основным экспортным направлением все же является Юго-Восточная Азия. Закрытие рынка ЕС для "Беларуськалия" не окажет существенного влияния на саму компанию и глобальный рынок калийных удобрений. Удобрения из Белоруссии найдут своего потребителя в других регионах", — прогнозирует старший аналитик по металлургическому сектору АТОН Андрей Лобазов.
Он добавляет, что в январе БКК подписала годовой контракт на поставку в Индию 800 тысяч тонн калийных удобрений, а в феврале – контракт с китайскими покупателями.
В целом общемировое потребление хлористого калия по итогам 2020 года увеличилось на 3,9 процента — до 68,9 миллиона тонн. И, как прогнозирует Международная ассоциация производителей удобрений, в ближайшие годы спрос на удобрения будет только расти. В калийном сегменте – на два процента ежегодно.
"Нет никаких оснований предполагать снижение спроса на калийные удобрения в мире, потому что альтернатив здесь до сих пор не придумали. Можно топить вместо угля нефтью, вместо нефти – газом. Но вместо калийных удобрений использовать фосфатные или азотные нельзя. Это совершенно разные вещи", — подчеркивает руководитель Центра белорусских исследований Института Европы РАН Николай Межевич.
В экспертной среде отмечают, что занять белорусскую нишу поставок удобрений в ЕС могут другие компании, в том числе российский "Уралкалий".
Сценарий с уходом "Беларуськалия" из Европы выглядит весьма неблагоприятным для ближайшего соседа Белоруссии – Литвы, считает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков.
"Минск может перенаправить поставки в обход ЕС – через Россию. Ограничить возможности белорусского экспорта путем санкций не получится. А вот по Литве попытка таких ограничений может ударить очень чувствительно, вплоть до банкротства портов, через которые происходил экспорт белорусской продукции", — говорит он.
Сейчас грузы из Белоруссии переваливаются в порту литовской Клайпеды. На продукцию белорусских предприятий – в основном минеральные удобрения и нефтепродукты – приходится около 30 процентов грузооборота порта. По словам руководителя гавани Альгиса Латакаса, потеря даже части грузов из соседней страны приведет к серьезным убыткам.
С такой точкой зрения соглашался бизнесмен Игорь Удовицкий, владеющий 70 процентами акций терминала Biriu kroviniu terminalas. Он замечал, что санкции ЕС против Минска неизбежно ударят по Клайпеде.
"Потеряют все, и бюджет в том числе, так как произойдет уменьшение тарифов перевалки, уменьшение прибыли многих компаний, меньше будет выплачиваться налогов. Да и зарплаты своим работникам сократят многие компании", — указывал предприниматель.
Между тем, по словам руководителя Росморречфлота Андрея Лаврищева, летом 2021 года Россия и Белоруссия могут принять решение о создании терминала для перевалки белорусских удобрений в одном из российских портов, что полностью исключит зависимость Минска от Прибалтики.