Энергетика_лого - Sputnik Литва
Энергетика. LIVE
Самые свежие новости энергетического рынка Европы, стран Балтии и России. Аналитика, мнение экспертов и видео.

Порты обанкротятся: чем грозят Литве санкции против "Беларуськалия"

© Sputnik / Егор Еремов / Перейти в фотобанкВид на здание завода 4-го рудоуправления производителя калийных минеральных удобрений ОАО "Беларуськалий"
Вид на здание завода 4-го рудоуправления производителя калийных минеральных удобрений ОАО Беларуськалий - Sputnik Литва, 1920, 02.06.2021
ЕС готовит новые экономические санкции против Белоруссии. Вполне вероятно, попасть под них может и один из крупнейших в мире производителей калийных удобрений – госкомпания "Беларуськалий". Чем эта ситуация может обернуться для Вильнюса – в материале Sputnik

Калийный гамбит

По информации агентства Bloomberg, после инцидента с самолетом Ryanair новые ограничения в отношении Минска будут носить "точечный" характер. Сектора белорусской экономики, которые попадут под очередной пакет мер, еще не определены. Но, с большой долей вероятности, в список будет включена госкомпания "Беларуськалий" и ее экспортное подразделение "Белорусская калийная компания" (БКК). Впрочем, эксперты считают, что Европа может только отказаться от поставок из Белоруссии. Что некритично для белорусской компании.
Хлористый калий – одно из самых распространенных удобрений, применяемых в сельском хозяйстве. Рынок калийных удобрений отличает ограниченное количество игроков. Свыше 70 процентов мирового производства калия приходится на долю всего четырех компаний: российского "Уралкалия", канадских Nutrien и Mosaic, а также "Беларуськалия".
Клайпедский порт - Sputnik Литва, 1920, 01.06.2021
Порту Литвы предрекли "айсберг потерь" в случае ухода белорусских удобрений
Минск входит в число крупнейших мировых экспортеров калийных удобрений, контролируя около 20 процентов рынка. Продажа калия за рубеж обеспечивает страну стабильными доходами. От экспортных пошлин на калийные удобрения бюджет республики в 2021 году должен получить около 1,6 миллиарда белорусских рублей, от пошлин на нефтепродукты – всего 0,3 миллиарда (при цене на нефть в 40 долларов за баррель).
Европейские политики предполагают, что санкции против "Беларуськалия" станут болезненным ударом для белорусских властей, поскольку лишат их значительных экспортных поступлений.
"Эти санкции со стороны Евросоюза обязательно будут введены. В этом нет ни малейших сомнений, как и в том, что давление будет и дальше поэтапно усиливаться. Вопрос заключается только в том, когда они начнут действовать", — уверен старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Дмитрий Владимирович Офицеров-Бельский.

Незначительная потеря

По данным Белстата, выручка от продажи калия в 2020-м составила 2,4 миллиарда долларов.
Крупнейшими покупателями оказались Бразилия (522 миллиона долларов), Китай (320 миллионов долларов) и Индия (290 миллионов долларов). Европейский союз – лишь 195 миллионов долларов (менее десяти процентов от всего экспорта).
Несмотря на угрозу европейский санкций, снижать производство белорусское предприятие не станет, уверена экономист-международник Ирина Новикова. По ее словам, Минск сможет без потерь переориентировать объемы из ЕС на другие рынки.
Железнодорожная станция - Sputnik Литва, 1920, 28.05.2021
Грузопоток литовской компании снизился без белорусских нефтепродуктов
Возможный запрет поставок калия в Европу эксперт называет некритичным еще и потому, что в начале нынешнего года президент Белоруссии Александр Лукашенко во время телефонного разговора с председателем КНР Си Цзиньпином обсудил возможность увеличения экспорта калийных удобрений в Китай.
"Европейский рынок, безусловно, важен для Минска, однако основным экспортным направлением все же является Юго-Восточная Азия. Закрытие рынка ЕС для "Беларуськалия" не окажет существенного влияния на саму компанию и глобальный рынок калийных удобрений. Удобрения из Белоруссии найдут своего потребителя в других регионах", — прогнозирует старший аналитик по металлургическому сектору АТОН Андрей Лобазов.
Он добавляет, что в январе БКК подписала годовой контракт на поставку в Индию 800 тысяч тонн калийных удобрений, а в феврале – контракт с китайскими покупателями.
В целом общемировое потребление хлористого калия по итогам 2020 года увеличилось на 3,9 процента — до 68,9 миллиона тонн. И, как прогнозирует Международная ассоциация производителей удобрений, в ближайшие годы спрос на удобрения будет только расти. В калийном сегменте – на два процента ежегодно.
"Нет никаких оснований предполагать снижение спроса на калийные удобрения в мире, потому что альтернатив здесь до сих пор не придумали. Можно топить вместо угля нефтью, вместо нефти – газом. Но вместо калийных удобрений использовать фосфатные или азотные нельзя. Это совершенно разные вещи", — подчеркивает руководитель Центра белорусских исследований Института Европы РАН Николай Межевич.
В экспертной среде отмечают, что занять белорусскую нишу поставок удобрений в ЕС могут другие компании, в том числе российский "Уралкалий".

Удар по своим

Сценарий с уходом "Беларуськалия" из Европы выглядит весьма неблагоприятным для ближайшего соседа Белоруссии – Литвы, считает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков.
"Минск может перенаправить поставки в обход ЕС – через Россию. Ограничить возможности белорусского экспорта путем санкций не получится. А вот по Литве попытка таких ограничений может ударить очень чувствительно, вплоть до банкротства портов, через которые происходил экспорт белорусской продукции", — говорит он.
Президент Литвы Гитанас Науседа на саммите лидеров стран ЕС в Брюсселе - Sputnik Литва, 1920, 27.05.2021
Экстренная посадка самолета Ryanair в аэропорту Минска
Сдает назад: Литва испугалась запрета на экспорт белорусских удобрений
Сейчас грузы из Белоруссии переваливаются в порту литовской Клайпеды. На продукцию белорусских предприятий – в основном минеральные удобрения и нефтепродукты – приходится около 30 процентов грузооборота порта. По словам руководителя гавани Альгиса Латакаса, потеря даже части грузов из соседней страны приведет к серьезным убыткам.
С такой точкой зрения соглашался бизнесмен Игорь Удовицкий, владеющий 70 процентами акций терминала Biriu kroviniu terminalas. Он замечал, что санкции ЕС против Минска неизбежно ударят по Клайпеде.
"Потеряют все, и бюджет в том числе, так как произойдет уменьшение тарифов перевалки, уменьшение прибыли многих компаний, меньше будет выплачиваться налогов. Да и зарплаты своим работникам сократят многие компании", — указывал предприниматель.
Между тем, по словам руководителя Росморречфлота Андрея Лаврищева, летом 2021 года Россия и Белоруссия могут принять решение о создании терминала для перевалки белорусских удобрений в одном из российских портов, что полностью исключит зависимость Минска от Прибалтики.
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала
Международный
InternationalEnglishАнглийскийMundoEspañolИспанский
Европа
DeutschlandDeutschНемецкийFranceFrançaisФранцузскийΕλλάδαΕλληνικάГреческийItaliaItalianoИтальянскийČeská republikaČeštinaЧешскийPolskaPolskiПольскийСрбиjаСрпскиСербскийLatvijaLatviešuЛатышскийLietuvaLietuviųЛитовскийMoldovaMoldoveneascăМолдавскийБеларусьБеларускiБелорусский
Закавказье
АҧсныАҧсышәалаАбхазскийԱրմենիաՀայերենАрмянскийAzərbaycanАzərbaycancaАзербайджанскийХуссар ИрыстонИронауОсетинскийსაქართველოქართულიГрузинский
Ближний Восток
Sputnik عربيArabicАрабскийTürkiyeTürkçeТурецкийSputnik ایرانPersianФарсиSputnik افغانستانDariДари
Центральная Азия
ҚазақстанҚазақ тіліКазахскийКыргызстанКыргызчаКиргизскийOʻzbekistonЎзбекчаУзбекскийТоҷикистонТоҷикӣТаджикский
Восточная и Юго-Восточная Азия
Việt NamTiếng ViệtВьетнамский日本日本語Японский俄罗斯卫星通讯社中文(简体)Китайский (упр.)俄罗斯卫星通讯社中文(繁体)Китайский (трад.)
Южная Америка
BrasilPortuguêsПортугальский